Подходы к организации бизнеса: от функциональной до сетевой структуры (научно-практический обзор)
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-520-527
Аннотация
Статья посвящена обзору подходов к организационной структуре бизнеса, истории развития соответствующей научной мысли и предпринимательской практики.
Цель. Проследить изменение теоретических и практических подходов к организационной структуре компании.
Задачи. Изучить подходы к организационной структуре бизнеса и изложить те из них, которые сохраняют актуальность и в настоящее время. Показать историю развития научной мысли о структуре и стратегии компании, выявить наиболее значимые работы в этой области. Сформулировать выводы о том, какие из подходов (структуры) наиболее важны и перспективны с учетом реальной предпринимательской практики.
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа информации и последующего синтеза новых знаний в виде авторских выводов и прогнозов, на основе релевантных научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, включая оригинальные публикации на английском и французском языках.
Результаты. Кратко изложены основные варианты организационных структур компаний; представлен соответствующий обзор истории развития подходов к структуре и стратегии бизнеса.
Выводы. Развитие теории и практики организационных структур неразрывно связано с развитием экономических и социальных процессов; возникновение сетевых структур закономерно и логически вытекает из истории развития предыдущих типов структур. Именно сетевая структура организации является наиболее прогрессивной и перспективной для современных компаний. Указано на необходимость дополнительных научных изысканий в области сетевых бизнес-структур, их истории и современной практики использования.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. АлтуховРоссия
Алтухов Алексей Валерьевич - аспирант, инженер кафедры экономики инноваций.
119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
С. А. Тищенко
Россия
Тищенко Сергей Александрович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономической информатики.
119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
Список литературы
1. Chandler A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: The MIT Press, 1962. 463 p.
2. Миддлтон Д. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 272 c.
3. Mintzberg H. The Structuring of Organizations: A Synthesis of the Research. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1979. 512 p.
4. Mintzberg H. Power In and Around Organizations. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1983. 700 p.
5. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 367 c.
6. Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / пер. с англ. СПб.: Питер, 2011. 281 c.
7. Hall R .H. Organizations: Structures, Processes and Outcomes. Upper Saddle River, NJ: PrenticeHall, 1999. 340 p.
8. Lehmann-Ortega L., Leroy F., Garrette B. et al. Strategor: Toute la strategie d'entreprise. Paris: Dunod, 2016. 736 p.
9. Giboin B. La Bolte a outils de la Strategie. Paris: Dunod, 2012. 192 p.
10. Taylor F. W. The Principles of Scientific Management. New York, London: Harper & Brothers, 1911. 144 p.
11. Fayol H. Administration industrielle et generale: Prevoyance, organisation, commandement, coordination, controle. Paris: H. Dunod et E. Pinat, 1917. 174 p.
12. Кристенсен К. М., Скотт Э., Рот Э. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. 350 с.
13. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / под общ. ред. С. Фокина; пер. с франц. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 976 с.
14. Лаптев Г. Д., Шайтан Д. К. Продакт-менеджмент: управление созданием продуктов в эпоху цифровой трансформации // Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 4. С. 67-76. DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-4-67-76
15. Лаптев Г. Д., Шайтан Д. К. Управление созданием прорывных продуктовых инноваций в сформировавшейся компании // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2015. № 3. С. 76-92.
16. Маршев В. И. История управленческой мысли: учебник. М.: Проспект, 2016. 736 с.
17. Маршев В. И. Размышления об истории управленческой мысли // Управленческие науки. 2016. № 1 (18). С. 6-16.
18. Weick K. E. The Social Psychology of Organizing. Reading, MA: Addison-Wesley Pub. Co., 1969. 121 p.
Рецензия
Для цитирования:
Алтухов А.В., Тищенко С.А. Подходы к организации бизнеса: от функциональной до сетевой структуры (научно-практический обзор). Экономика и управление. 2020;26(5):520-527. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-520-527
For citation:
Altoukhov A.V., Tishchenko S.A. Approaches to Business Organization: from Functional to Network Structure (a Scientific and Practical Review). Economics and Management. 2020;26(5):520-527. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-520-527