Мотивирующее делегирование в интеллектуальном производстве: модель и ее обоснование
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-3-284-290
Аннотация
В статье представлена модель мотивирующего делегирования и дано ее обоснование с учетом результатов исследований последних лет в психологии образования, нейробиологии и педагогике. В этой модели делегирование представляет собой коммуникационный процесс трансформации внутренней мотивации сотрудников для совмещения ее с бизнес-целями и задачами.
Цель. Обоснование и верификация модели мотивирующего делегирования на базе исследований в области нейробиологии, психологии и педагогики.
Задачи. Провести анализ исследований феномена мотивации в нейробиологии, социальной психологии, педагогике. Выявить факторы, поясняющие модель мотивации, базирующуюся на механизме внутреннего самоопределения человека, и обосновать алгоритм коммуникации между руководителем и подчиненным в процессе делегирования бизнес-задач.
Методология. Научная методология исследования включает в себя эмпирическое моделирование, основанное на экспериментах автора, анализ и синтез информации о внутренней мотивации в имеющихся источниках, определение уровня релевантности поставленным задачам, выявление факторов влияния на механизм мотивации, абстрагирование и моделирование механизма и алгоритма мотивирующего делегирования.
Результаты. Для упрощения понимания нейрофункциональности мотивации человека и моделирования мотивации при делегировании предлагаем ввести понятия мотивации от «хочу» и мотивации от «надо». Мотивационные установки глубинного уровня, заложенные в форме ценностных ориентиров в функционировании миндалины головного мозга, можно определить кратко как «неосознанное хочу». Закодированный сигнал положительного или отрицательного характера, создаваемый миндалиной, поступающий в разные отделы мозга в зависимости от своего характера, можно упрощенно назвать «осознанным хочу». Положительное «осознанное хочу» активирует прекортекс, т. е. мыслительную и коммуникативную функции, а «осознанное не хочу» активирует пространственную ориентацию и мотивацию избегания. Для стимулов внешней мотивации предлагаем ввести обозначение «надо», предполагая исключительно стороннее происхождение этого стимула для человека и возникновение его в префронтальной коре головного мозга в процессе получения делегированной задачи. Существует большое количество инструментов совместного целеполагания, командного планирования проектной деятельности, которые могут включить «осознанное хочу». Но если остается разрыв между осознанным и бессознательным «хочу», настоящей вовлеченности в решение задачи не будет.
Выводы. Мотивирующее делегирование позволяет гарантированно активировать как эмоциональную часть мозга исполнителя, обеспечивающую энергетику исполнения задания, так и префронтальный комплекс, ответственный за продуманность, креативность, логичность результата и процесса выполнения задания. Делегирование становится комплексным и может эффективно использоваться в высокоинтеллектуальных сферах деятельности, в решении творческих и логических задач.
Об авторе
А. А. ДолгаяРоссия
Долгая Ангелина Алексеевна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления производством
236022, Калининград, Советский проспект, д. 1
Список литературы
1. Долгая А. А. Развитие вовлеченности персонала методами горизонтального управления // Вестник университета. 2017. № 9. С. 10–16.
2. Горбунов И. А. Адаптивное взаимодействие участников межфункциональных бизнес-процессов в компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 29–37.
3. Pessoa L. How do Emotion and Motivation Direct Executive Control? // Trends in Cognitive Sciences. 2009. Vol. 13. No. 4. P. 160–166. DOI: 10.1016/j.tics.2009.01.006
4. Долгая А. А. Внутреннее предпринимательство как система управления организацией // Экономика и управление. 2017. № 2 (136). С. 70–75.
5. Smith J. 7 Skills for a Successful Management Career [Электронный ресурс] // Prospects. 2019. October. URL: https://www.prospects.ac.uk/jobs-and-work-experience/job-sectors/business-consultingand-management/7-skills-for-a-successful-management-career (дата обращения: 19.11.2019).
6. How Good Are Your Management Skills? [Электронный ресурс] // Mind Tools. URL: https://www.mindtools.com/pages/article/newTMM_28.htm (дата обращения: 19.11.2019).
7. Top 9 Skills You Need for a Career in Management [Электронный ресурс] // Topuniversities. 2019. August 23. URL: https://www.topuniversities.com/student-info/careers-advice/top-9-skillsyou-need-career-management (дата обращения: 19.11.2019).
8. Елфимов Е. А. Внешняя и внутренняя мотивация как основа профессионального развития и самореализации в труде // Человеческий капитал. 2013. № 11 (59). С. 102–108.
9. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб.: Питер, 2016. 800 с.
10. Мотивация, активность личности: сб. науч. тр. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск: НГПУ, 2002. 149 с.
11. Гадеева Д. Г. Исследование саморегуляции менеджеров с внутренней и внешней мотивацией профессиональной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 43–48.
12. Райан Р. М., Деси Э. Л. Теория самодетерминации и поддержка внутренней мотивации, социальное развитие и благополучие // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2003. № 3-1. С. 97–111.
13. Plant R. W., Ryan R. M. Intrinsic Motivation and the Effects of Self-consciousness, Self-awareness, and Ego-involvement: An Investigation of Internally Controlling Styles // Journal of Personality. 1985. Vol. 53. No. 3. P. 435–449. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1985.tb00375.x
14. Леонтьев Д. А. От инстинктов — к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации: сб. / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 4–12.
15. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Общение руководителя с подчиненными как элемент организационной культуры // Бюллетень науки и практики. 2016. № 8 (9). С. 175–187. DOI: 10.5281/zenodo.60259
16. Spielberg J. M., Stewart J. L., Levin R. L., Miller G. A., Heller W. Prefrontal Cortex, Emotion, and Approach/Withdrawal Motivation // Social and Personality Psychology Compass. 2008. Vol. 2. No. 1. P. 135–153. DOI: 10.1111/j.1751-9004.2007.00064.x
17. Weymar M., Schwabe L. Amygdala and Emotion: The Bright Side of It // Frontiers in Neuroscience. 2016. Vol. 10. P. 224. DOI: 10.3389/fnins.2016.00224
18. Feltman R., Elliot A. J. Approach and Avoidance Motivation // Encyclopedia of the Sciences of Learning / eds. N. M. Seel. Boston, MA: Springer, 2012. P. 14. DOI: 10.1007/978-1-4419-1428-6_1749
19. Salisbury D. Dopamine Impacts Your Willingness to Work [Электронный ресурс] // Vanderbilt University. 2012. May 1. URL: https://news.vanderbilt.edu/2012/05/01/dopamine-impacts-yourwillingness-to-work/ (дата обращения: 19.11.2019).
20. Buckley C. UConn Researcher: Dopamine Not About Pleasure (Anymore) [Электронный ресурс] // University of Connecticut. 2012. November 30. URL: https://today.uconn.edu/2012/11/uconnresearcher-dopamine-not-about-pleasure-anymore/# (дата обращения: 19.11.2019).
21. Insights [Электронный ресурс]. URL: https://www.insights.com/products/insights-discoveryfull-circle/ (дата обращения: 19.11.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Долгая А.А. Мотивирующее делегирование в интеллектуальном производстве: модель и ее обоснование. Экономика и управление. 2020;26(3):284-290. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-3-284-290
For citation:
Dolgaya A.A. Motivational Delegation in Intellectual Production: a Model and its Validation. Economics and Management. 2020;26(3):284-290. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-3-284-290