Конкурентная среда и ее влияние на развитие предпринимательского климата в регионе
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-57-64
Аннотация
Исследование направлено на изучение предпринимательского климата Смоленской области, прикладные разработки выполнены на материалах данного региона.
Цель. Охарактеризовать особенности экономической категории «конкурентная среда» в контексте формирования благоприятного предпринимательского климата региона.
Задачи. Рассмотреть теоретические подходы к определению сущности понятия «конкурентная среда» и «предпринимательский климат». Дать оценку состояния конкурентной среды как фактора предпринимательского климата в регионе (на примере Смоленской области) с учетом рейтинга интенсивности конкуренции и опроса предпринимателей. Исследовать ход реализации государственных инициатив, направленных на формирование благоприятной конкурентной среды в Смоленской области. Сформулировать предложения по повышению результативности реализации мероприятий органов власти Смоленской области по формированию благоприятного предпринимательского климата региона.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах изучены факторы формирования благоприятного предпринимательского климата, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития предпринимательства в регионе.
Результаты. Анализ предпринимаемых органами власти Смоленской области мер по реализации государственной конкурентной политики и оценка предпринимательским сообществом качества конкурентной среды в регионе показали, что изменение и корректировка нормативной базы происходят недостаточно оперативно, предприниматели демонстрируют низкий уровень информированности о деятельности органов власти по развитию конкуренции. Возможным решением этой проблемы может стать создание в регионе Проектного офиса по развитию конкуренции, который бы объединил представителей органов власти, в том числе сотрудников Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Смоленской области, естественных монополий и предпринимателей (через включение представителей ассоциаций и сообществ предпринимателей). Создание такого офиса будет способствовать взвешенности и оперативности принимаемых решений, что положительно скажется на качестве конкурентной среды в Смоленской области.
Выводы. Предлагается проведение оценки качества конкурентной среды с составлением рейтинга регионов и включение ее результатов в ежегодный доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в России. Улучшение предпринимательского климата определено в качестве приоритета деятельности региональных органов власти. Поэтому существенной задачей является осуществление мониторинга и оценки состояния предпринимательского климата и его факторов.
Об авторе
А. А. ЗюськинРоссия
Зюськин Анатолий Анатольевич – доцент, кандидат экономических наук
21031, г. Смоленск, ул. Смольянинова, д. 5
Список литературы
1. Хашукаев С. Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 274 с.
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России // Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).
3. Усик Н. И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика // Теоретическая экономика. 2012. № 4. С. 33–42.
4. Чайковский Д. Г. Корпоративная модель управления регионом как условие формирования конкурентной среды на региональном и межрегиональном уровне // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 8. С. 123–128.
Рецензия
Для цитирования:
Зюськин А.А. Конкурентная среда и ее влияние на развитие предпринимательского климата в регионе. Экономика и управление. 2019;(10):57-64. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-57-64
For citation:
Zyus’kin A.A. Competitive Environment and its Impact on Business Climate Development in a Region. Economics and Management. 2019;(10):57-64. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-57-64