Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Конкурентная среда и ее влияние на развитие предпринимательского климата в регионе

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-57-64

Аннотация

Исследование направлено на изучение предпринимательского климата Смоленской области, прикладные разработки выполнены на материалах данного региона.

Цель. Охарактеризовать особенности экономической категории «конкурентная среда» в контексте формирования благоприятного предпринимательского климата региона.

Задачи. Рассмотреть теоретические подходы к определению сущности понятия «конкурентная среда» и «предпринимательский климат». Дать оценку состояния конкурентной среды как фактора предпринимательского климата в регионе (на примере Смоленской области) с учетом рейтинга интенсивности конкуренции и опроса предпринимателей. Исследовать ход реализации государственных инициатив, направленных на формирование благоприятной конкурентной среды в Смоленской области. Сформулировать предложения по повышению результативности реализации мероприятий органов власти Смоленской области по формированию благоприятного предпринимательского климата региона.

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах изучены факторы формирования благоприятного предпринимательского климата, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития предпринимательства в регионе.

Результаты. Анализ предпринимаемых органами власти Смоленской области мер по реализации государственной конкурентной политики и оценка предпринимательским сообществом качества конкурентной среды в регионе показали, что изменение и корректировка нормативной базы происходят недостаточно оперативно, предприниматели демонстрируют низкий уровень информированности о деятельности органов власти по развитию конкуренции. Возможным решением этой проблемы может стать создание в регионе Проектного офиса по развитию конкуренции, который бы объединил представителей органов власти, в том числе сотрудников Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Смоленской области, естественных монополий и предпринимателей (через включение представителей ассоциаций и сообществ предпринимателей). Создание такого офиса будет способствовать взвешенности и оперативности принимаемых решений, что положительно скажется на качестве конкурентной среды в Смоленской области.

Выводы. Предлагается проведение оценки качества конкурентной среды с составлением рейтинга регионов и включение ее результатов в ежегодный доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в России. Улучшение предпринимательского климата определено в качестве приоритета деятельности региональных органов власти. Поэтому существенной задачей является осуществление мониторинга и оценки состояния предпринимательского климата и его факторов.

Об авторе

А. А. Зюськин
Смоленский институт экономики филиал Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
Россия

Зюськин Анатолий Анатольевич – доцент, кандидат экономических наук

21031, г. Смоленск, ул. Смольянинова, д. 5



Список литературы

1. Хашукаев С. Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 274 с.

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России // Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).

3. Усик Н. И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика // Теоретическая экономика. 2012. № 4. С. 33–42.

4. Чайковский Д. Г. Корпоративная модель управления регионом как условие формирования конкурентной среды на региональном и межрегиональном уровне // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 8. С. 123–128.


Рецензия

Для цитирования:


Зюськин А.А. Конкурентная среда и ее влияние на развитие предпринимательского климата в регионе. Экономика и управление. 2019;(10):57-64. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-57-64

For citation:


Zyus’kin A.A. Competitive Environment and its Impact on Business Climate Development in a Region. Economics and Management. 2019;(10):57-64. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-57-64

Просмотров: 1005


ISSN 1998-1627 (Print)