Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Cистема налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности

Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение процесса организации системы налогового контроля в Российской Федерации и путей повышения ее эффективности. Цель. Исследовать и определить кратко- и среднесрочные решения, ориентированные на повышение эффективности налогового контроля для обеспечения сбалансированности потоков финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней . Задачи. Провести теоретико-эмпирический анализ сложившейся системы налогового контроля в Российской Федерации и сформулировать направления работы по повышению эффективности фискальных функций. Структурировать и последовательно представить терминологический аппарат, описывающий сущность и функциональное назначение налогового контроля, его стратегические задачи и ключевые направления дальнейшего инструментально-организационного эволюционирования. Дать оценку эффективности и результативности существующих форм налогового контроля. Методология. В настоящей работе использованы методы логического, правового, статистического анализа, которые позволили оценить состояние, выявить основные проблемы и предложить возможные решения по повышению эффективности системы налогового контроля. Результаты. Количество камеральных проверок, проводимых Федеральной налоговой службой, неуклонно увеличивается, но одновременно с этим количество выездных проверок остается прежним (в расчете на одного сотрудника). Результативность налогового контроля показывает прирост - суммы доначисления налогов за 3 года увеличились более чем на 60%, но одновременно с этим возрастает нагрузка на сотрудников налоговой службы по налоговому администрированию, что связано с законодательными изменениями в сфере финансового и бухгалтерского учета. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ, направленных на повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему налогового контроля, переход к электронному документообороту обеспечит рост эффективности взаимодействия бизнес-структур, предпринимателей и налоговых органов. Выводы. Обоснована целесообразность внедрения цифровых технологий в автоматизации налогового контроля. Необходимо оптимизировать информационные потоки, связанные с налоговым контролем, и расширить возможности применения налоговых режимов для ряда налогоплательщиков, которые бы не требовали значительных бюджетных расходов на организацию и проведение контрольных мероприятий.

Об авторах

Валерий Анатольевич Цветков
Институт проблем рынка РАН
Россия


Михаил Николаевич Дудин
Институт проблем рынка РАН
Россия


Николай Васильевич Лясников
Институт проблем рынка РАН
Россия


Кобилжон Ходжиевич Зоидов
Институт проблем рынка РАН
Россия


Список литературы

1. Гринберг Р. С. У реструктуризации налогов есть подводные камни. 2017. март // Инвест-Форсайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/ruslan-grinberg-u-restrukturizatsii-nalogov-est-podvodnye-kamni/ (дата обращения: 20.10.2018).

2. Мау В. А. Темп роста экономики не надо таргетировать. 2017. март // Информационный портал «Интерфакс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/interview/552893 (дата обращения: 20.10.2018).

3. Добровольская О. П., Тукан К. С. Налоговый контроль в системе фискальной политики государства // World Science: Problems And Innovations: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Пенза, 30 марта 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 123-125.

4. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 511 с.

5. Arrow K. J., Kruz M. Public Investment, the Rate of Return, and Optimal Fiscal Policy. London - N. Y.: Routledge, 2013. 218 p.

6. Zhu J., Jun He H., Tang J. and Hu Zhong Yan. Tax-control network invoice machine management platform based on socket // 2016 2nd IEEE International Conference on Computer and Communications (ICCC). Chengdu, 2016. P. 2343-2348.

7. Рощупкина В. В. Актуализация направлений налогового контроля на уровне субъекта федерации (на примере налога на прибыль организаций) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 29 (263). С. 2-9.

8. Янаков Д. О. Совершенствование фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям // Terra Economicus. 2012. № 2, Т. 10. Ч. 3. С. 143-145.

9. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 290-ФЗ) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения: 25.10.2018).

10. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 278-ФЗ) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8368/ (дата обращения: 25.10.2018).

11. О продлении пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС: Приказ от 24 июня 2016 г. № 533-од // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn28/about_fts/docs/6132052/ (дата обращения: 25.10.2018).

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 18.07.2017 № 173-ФЗ) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 25.10.2018).

13. Захарова Л. И. Применение информационных технологий в осуществлении налоговых реформ // Наукоград наука производство общество. 2016. № 3. С. 61-64.

14. Айтхожина Г. С. Реформирование налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. № 4. С. 5-10.

15. С 2017 года расширяется сотрудничество бизнеса и налоговых органов в форме налогового мониторинга // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6269176/ (дата обращения: 25.10.2018).

16. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 25.10.2018).

17. Ranyard R. Economic Psychology. N. J.: John Wiley & Sons, 2017. 512 p.

18. Алиев Б. Х., Казимагомедова З. А., Велиев М., Анхаева А. А. Совершенствование контрольной работы налоговых органов по исчислению и взиманию налоговых платежей в РФ // Фундаментальные исследования. 2016. № 9. С. 102-106.

19. Буданова Е. Ю., Тарасова Э. В. Севастьянов И. А. Повышение эффективности налогового контроля // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 17 декабря 2015 г.). Саратов: Изд-во Сарат. соц.-экон. ин-та (фил.) РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2016. С. 25-29.

20. Гюльмагомедова Г. А. Эффективность налогового контроля в системе реформирования финансовых институтов РФ // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2016. № 5. С. 271-273.

21. Эффективность работы ФНС России // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/ (дата обращения: 25.10.2018).

22. Кобякова Е. А. Использование автоматизированных информационных технологий при проведении налоговых проверок АСК НДС, АСК НДС-2 // Архитектура финансов: антикризисные финансовые стратегии в условиях глобальных перемен: сб. мат-лов VII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2016 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2016. С. 10-14.

23. Свистун С. П., Алексеев Н. П. Патентная система налогообложения и пути ее совершенствования // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 50-2. С. 49-53.

24. Бабушкин А. Е. Учет и контроль алкогольной продукции через систему ЕГАИС // Экономика и социум. № 2 (33). 2017. С. 211-213.

25. Широкова Н. П. Розничная торговля алкоголем: оценка ЕГАИС // Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. 2017. Т. 1, № 11. С. 90-93.

26. Белогина Н. С., Истомин Д. А. Проблемы и направления развития контроля операций с денежными средствами // Инновации в науке. 2017. № 3 (64). С. 63-66.

27. Гринкевич Л. С., Жалонкина И. Ю. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники: причины введения и последствия // Сибирская финансовая школа. 2017. № 3 (122). С. 60-64.

28. Егорова Е. Н., Савин Д. А. Совершенствование проведения предпроверочного анализа в целях увеличения результативности выездных налоговых проверок // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 26 (164). С. 39-44.

29. Богданов В. Н., Блудов Д. А., Вихлянцев П. С., Симонов М. В. ЕГАИС как система сплошного (сквозного) учета продукции // Государство и алкогольный рынок. 2014. № 1. С. 26-31.


Рецензия

Для цитирования:


Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Зоидов К.Х. Cистема налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности. Экономика и управление. 2019;(1):4-15.

For citation:


Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zoidov K.Kh. Tax Control System in the Russian Federation and Ways of Improving its Efficiency. Economics and Management. 2019;(1):4-15. (In Russ.)

Просмотров: 535


ISSN 1998-1627 (Print)