Preview

Economics and Management

Advanced search

Reforms in Secondary Mathematics Education in Russia in the Eighteenth Through Early Twentieth Centuries: A Historical Analysis

Abstract

Aim. The present study aims to examine the process of reforms and results of the national education policy in the field of modernization of the Russian secondary mathematics education system during the reign of the Romanov dynasty in the Eighteenth Century through the early Twentieth Century. Tasks. Within the framework of the study, the authors consistently solve a number of key problems, namely: •• drawing historical analogies between modernization and the current situation in the development of mathematical education, identifying changes in its structure and components, which can facilitate the renovation of modern Russian secondary mathematical education and the formation of new views of its structural and organizational changes; •• finding solutions to overcome the discrepancies in the established structure of general secondary education, which minimize the share of natural and mathematical disciplines, and predict the results of modernization based on the analysis of Russia’s legacy. Methods. This study uses a systems-based methodological approach, which involves general and special historical scientific research methods, including the descriptive, chronological, retrospective, and comparative-historical methods. The solution of the research tasks is based on the principle of historicism, which leads to the application of the historical-genetic method to the analysis of reforms in Russia’s mathematics education system. Results. The study outlines the major causes and cyclically recurring phases in the modernization of mathematics education in Russia, its problems and discrepancies, drawing from historical analogies with some modern directions in the modernization of the examined field. The authors (1) identify the benefits and drawbacks of the implemented reforms as well as the most progressive practices, (2) draw historical parallels and analogies that can be effectively used by the modern academic and scientific community and government authorities for the prediction of relevant directions in the modernization of mathematics (including multi-level) education with the purpose of its further qualitative development in its conceptual, theoretical, methodological, and organizational aspects. Conclusion. The authors conclude that by the beginning of the Twentieth Century a classic system of secondary mathematics education conforming to global standards has been established under the patronage of the government, science, and society, which have served as progressive mechanisms of modernization. Within the framework of the study, the benefits and drawbacks of mathematics education reforms in Czarist Russia are identified, and the reforms are compared with the ongoing modernization of multi-level education (in general) and mathematics education in particular. The authors determine further directions for improving multi-level education and mathematics education, which need to be implemented to achieve social, scientific, and economic progress.

About the Authors

Valeriy A. Tsvetkov
Institute for Market Problems of RAS
Russian Federation


Mikhail N. Dudin
Institute for Market Problems of RAS
Russian Federation


Nikolay V. Lyasnikov
Institute for Market Problems of RAS
Russian Federation


Kobilzhon Kh. Zoidov
Institute for Market Problems of RAS
Russian Federation


References

1. РГИА. Ф. 733. Оп. 168. Д. 1182. Л. 73. (Реформа средней школы, общие основания и вопросы).

2. РГИА. Ф. 733. Оп. 168. Д. 1207. Л. 41. (Совещание по реформе средней школы. Заседание 21 апреля 1915 г.).

3. Кондратьева Г. В. К вопросу о периодизации развития школьного математического образования в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 3. С. 124-131.

4. Колягин Ю. М. Русская школа и математическое образование: наша гордость и наша боль. М.: Просвещение, 2001. 318 с.

5. Купинская Е. В. Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце XIX - начале XX вв.: дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. 159 с.

6. Пырков В. Е. Патерналистские традиции математического образования в XIX в. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://pyrkov-professor.ru/Default.aspx?tabid=171 (дата обращения: 14.07.2018).

7. Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России. М.; Л.: Гос. изд-во технико-теоретич. лит-ры, 1946. 250 с.

8. Бобынин В. В. Очерки развития физико-математических знаний в России // Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем. 1890. Т. 17. С. 24-63.

9. Метельский Н. В. Очерки по истории методики математики: к вопросу о реформе преподавания математики в средней школе. Мн.: Высшая школа, 1968. 342 с.

10. Ключевский В. О. Курс русской истории: курс лекций: в 4 ч. Ч. 4. Лекция LXIX. (1909, репр.). М.: Просвещение, 1989. 350 c.

11. Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. М.: Учпедгиз, 1951. 151 с.

12. Вахтеров В. П. Спорные вопросы образования. М.: б.и., 1907. 62 с.

13. Одинец В. П. Зарисовки по истории математического образования России со второй половины XVIII века до 1917 года. Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. 51 с.

14. Шеретов В. Г., Щербакова С.Ю. Российской математике - 300 лет: историко-математические очерки. Тверь: Фактор, 2003. 84 с.

15. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 28. СПб., 1830. № 21501. С. 626-644.

16. Павлидис В. Д. Математическое образование в реальных гимназиях и училищах России XIX - начала XX в. (по материалам территорий Оренбургского учебного округа): дисс.. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 434 с.

17. Павлидис В. Д. Среднее математическое образование в России в XIX - начале XX века // История и педагогика естествознания. 2016. № 4. С. 46-54.

18. Полякова Т. С. История математического образования в России. М.: Изд-во МГУ, 2001. 627 с.

19. Положение о реальных классах при учебных заведениях Министерства народного просвещения, 1839 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: в 3 т. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1866. 30 с.

20. Черепанов М. С. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1951. Вып. 33. С. 151-209.

21. Корников И. П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб.: б.и., 1902. 58 с.

22. Мрочек В., Филиппович Ф. Педагогика математики: исторические и методические этюды. Т. 1. СПб., 1910. 380 с.

23. Об изменении устава гимназии в направлении бифуркации ее с 5-го класса и усилении практического характера обучения, 1849 г. // Сборник остановлений по Министерству народного просвещения. Т. 2. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1866.

24. Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших образованию русского народа с 1025 по 1855 год. СПб.: Издательской дом А. Зиммерман, 1875. 228 с.

25. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения, 1864 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1866. Т. 3. С. 86-102.

26. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.

27. Терновая Н. А. История школьного математического образования в России и за рубежом. Саратов: Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2012. 76 с.

28. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения, 1871 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1877. Т. 5. С. 121-139.

29. Устав реальных училищ Министерства народного просвещения, 1872 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1877. Т. 5. С. 146-164.

30. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения. СПб.: Тип. Глазунова, 1873. 183 с.

31. Веселов М. О. Учебные планы начальной и средней школы. М.: Учпедгиз, 1939. 80 с.

32. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века: в 3 ч. Ч. 1. М.: б. и., 1912-1914. (репр.). М.: Высшая школа, 1995. 448 с.

33. Производительные силы России: краткая характеристика различных отраслей труда - соответственно классификация выставки / под ред. В. И. Ковалевского. СПб.: б.и., 1896. 1449 с.

34. Кривенцова Р. И. Реформистское движение конца XIX - начала XX в. в преподавании основ физико-математических наук в средней школе // Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. 1963. Т. 123. Вып. 3. С. 84-92.

35. Труды Высочайше учрежденной Комиссии по вопросу об улучшениях средней общеобразовательной школы: в 8 т. СПб.: б.и., 1900.

36. Щербина К. М. Математика в русской средней школе. Обзор трудов и мнений по вопросу об улучшении программ математики в средней школе. Киев: Изд-во Королевского университета Св. Владимира, 1908. 520 с.

37. Материалы по реформе средней школы: примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. министра народного просвещения. Пг.: Сенатская тип., 1915. 547 с.

38. Vernadsky G. A history of Russia. N. Y.: New Home Library, 1944. 517 p.

39. Доклады, читанные на 2-м Всероссийском съезде преподавателей математики в Москве. М.: б.и., 1915. 323 с.

40. Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы Министерством народного просвещения с 1871 г. Пг.: Польза, 1915. 56 с.

41. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. 472 с.

42. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1986. 334 с.

43. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. 432 с.


Review

For citations:


Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zoidov K.Kh. Reforms in Secondary Mathematics Education in Russia in the Eighteenth Through Early Twentieth Centuries: A Historical Analysis. Economics and Management. 2018;(8):43-55. (In Russ.)

Views: 195


ISSN 1998-1627 (Print)