Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Методологические основы ценообразования на рынке образовательных услуг при маркетинговом подходе к управлению

Аннотация

Система высшего профессионального образования находится в состоянии постоянных перемен. Однако престижность получения профессионального образования остается на высоком уровне, что свидетельствует о высокой ценности образования в массовом сознании современного российского общества. При этом общество сталкивается со следующими проблемами: доступности, качества и эффективности образования. Поэтому для привлечения новых потребителей и удержания старых высшие учебные заведения стали активно использовать различные маркетинговые инструменты. Следовательно, чтобы рассматривать вуз как управленческую систему, необходимо учитывать все составляющие его системы маркетинга, их взаимодействие и взаимоотношения с внешней средой. Цель. Определить следующие маркетинговые инструменты: обеспечение сбыта образовательного продукта; максимизация прибыли; удержание своей доли рынка. Задачи. Проанализировать специфику ценообразования на рынке образовательных услуг. Результаты. В данной статье анализируются особенности ценообразования на рынке образовательных услуг высшей школы и выявляются факторы, которые определяют динамику предложения. Таким образом, на сегодняшний день все более актуальным становится маркетинговый подход в управлении высшим учебным заведением, так как современная экономическая ситуация в стране и реформирование большинства сфер жизни общества диктуют необходимость уделять особое внимание маркетинговым исследованиям при принятии решений о политике ценообразования на образовательные услуги, подчиняя их законам спроса и предложения. Выводы. Политика цен связана с пониманием общих принципов, которых придерживается компания в области ценообразования. Принципиальным отличием маркетингового подхода к определению продажной цены товара является тот факт, что запрашиваемая цена основывается на поиске оптимального рыночного равновесия. Влияние на политику ценообразования ряда факторов ставит образовательное учреждение перед необходимостью проанализировать их влияние на процесс формирования цены. Поэтому выбор метода, стратегии и тактики ценообразования является обязательным условием установления окончательной цены товара.

Об авторах

Валерий Павлович Сланов
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Андрей Алексеевич Шакуров
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия


Список литературы

1. Шакуров А. А. Маркетинговый подход в управлении качеством высшего образования // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. тр. 13-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 44-46.

2. Шакуров А. А. Специфика антикризисного механизма управления вузом // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. тр. 15-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. С. 35-39.

3. Вишнякова О. Н., Хайруллина А. Д., Зайнуллина М. Р. Особенности формирования и внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 1. С. 78-84.

4. Дерябина А. А., Зайцева И. В., Филимонов А. А. Управление ценовой политикой вуза по оказанию образовательных услуг в условиях конкуренции // XL Неделя науки СПбГПУ: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. Э. Гасумянц. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 162-163.

5. Сланов В. П., Савченко Л. С. Инновационная активность университета как фактор развития в условиях модернизации высшей школы // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2014. С. 580-584.

6. Лебедева Н. А. Комплексная система мониторинга факторов внешнего окружения и внутренней среды вуза // Креативная экономика. 2014. № 11. С. 19-32.

7. Шевченко Д. А. Маркетинговая деятельность вуза: структура, управление и содержание // Практический маркетинг. 2013. № 9. С. 2-14.

8. Бейкер М. Д. и др. Теория маркетинга: История, методология, концепции, стратегии. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

9. Маркетинговые технологии в образовании: особенности комплекса маркетинга вуза / под ред. А. В. Мордовина. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 144 с.

10. Лобанова Е. В., Ксенофонтова О. Л. Подходы к ценообразованию в сфере высшего профессионального образования // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 75-76.

11. Липкина Е. Д. Маркетинговый подход к управлению вузом // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 6. С. 119-125.

12. Васильева М. В. Цена и ценовая политика вуза // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 3-8.

13. Ласковец С. В., Нетесова А. В. Роль вузов в трудоустройстве выпускников: маркетинговые исследования // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 11. С. 28-35.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2007. 656 с.

15. Ищук Т. Л. Цена вопроса. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг высшей школы // Креативная экономика. 2009. № 7. С. 25-31.

16. Федулин А. А., Колгушкина А. В. Маркетинговое исследование цен на образовательные услуги в конкурентной среде вуза (на примере «РГУТИС») // СЕРВИС Plus. 2009. № 2. С. 57-64.


Рецензия

Для цитирования:


Сланов В.П., Шакуров А.А. Методологические основы ценообразования на рынке образовательных услуг при маркетинговом подходе к управлению. Экономика и управление. 2018;(5):56-61.

For citation:


Slanov V.P., Shakurov A.A. Methodological Foundations of Pricing in the Educational Services Market with a Marketing Approach to Management. Economics and Management. 2018;(5):56-61. (In Russ.)

Просмотров: 280


ISSN 1998-1627 (Print)