Развитие латеральных кластеров высшей школы (на материалах Санкт-Петербургского государственного технологического института - СПбГТИ (ТУ))
Аннотация
Информационно-технологическое развитие экономики вузов, и в первую очередь СПбГТИ (ТУ), порождающей интеллектуальные формы, повышает активность в ведущих отраслях. Процесс производства промышленной продукции превращается в научные исследования и инновационный процесс. вузы все более тесно включаются в интеллектуальное сотрудничество с инновационными предприятиями. Решающую роль в этом процессе призваны играть латеральные (образовательные) кластеры. Цель. Разработка концептуальных основ воздействия кластеров на инновационный экономический рост высшей школы. Задачи. изучить специфику формирования латеральных кластеров в России в сравнении с зарубежным опытом; разработать рекомендации по развитию новых моделей образовательных кластеров для обеспечения инновационного экономического роста в стране; произвести оценку эффективности создания и функционирования кластерного образования с участием Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета) (СПбГТИ (ТУ)). Методология. В исследование использованы общие методы научного познания. Исследование проведено на примере латерального кластера с участием Санкт-Петербургского государственного технологического института. Выводы. Произведена оценка эффективности функционирования кластерного образования с участием Санкт-Петербургского государственного технологического института, созданного с целью формирования центров компетенций в области композитных материалов и изделий из них. В результате установлено, что СПбГТИ (ТУ) имеет, на взгляд автора, недостаточную эффективность при взаимодействии как со своими подразделениями, так и с внешними предприятиями и организациями. Среди основных причин недостаточной результативности взаимодействия выделены слабая осязаемость результатов совместной деятельности, недостаточно развитые коммуникации в рамках будущего кластера, недостаточно развитое межуниверситетское сотрудничество и др. Эффективность реализации концепции кластеризации системы профессионального образовании региона предлагается определять по показателям социальной и экономической эффективности (ценности) достигнутых результатов.
Список литературы
1. Куценко Е. Стратегии участия вузов в деятельности кластеров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2014/10/22/1099847694/Кластерные%20стратегии%20университетов.pdf.
2. Белова Г. В., Соколова И. С. О роли кластеров в региональном развитии // NOVAINFO.RU. 2016. Т. 1, № 53. С. 122-127.
3. Композитный кластер Санкт-Петербурга как фактор научного и экономического развития: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbcluster.ru/files/kk_spb_kak_faktor_nauchnogo_i_ekonomicheskogo_razvitiya_21_09_16.pdf.
4. Артемов С. В. Формирование системы сотрудничества университетов и предприятий в ходе реализации программ развития инновационных территориальных кластеров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://cluster.hse.ru/doc/Artemov.pdf.
5. Большаков Н. М., Жиделева В. В., Гурьева Л. А.,Рауш Е. А. Кластеризация в современном образовании: методология и практика / Под науч. рук. Н. М. Большакова. СПб.: СПбГЛТУ им. С. М. Кирова, 2016. 200 с.
Для цитирования:
Александров-Соболев-Кабалевский В.И.
Развитие латеральных кластеров высшей школы (на материалах Санкт-Петербургского государственного технологического института - СПбГТИ (ТУ)). Экономика и управление. 2017;(4):63-68.
For citation:
Aleksandrov-Sobolev-Kabalevskiy V.I.
Development of Lateral Clusters in Higher Education (a Case Study of the Saint-Petersburg State Institute of Technology). Economics and Management. 2017;(4):63-68.
(In Russ.)
Просмотров:
122