Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Эволюционное развитие цифровой бизнес-стратегии организации в контексте обеспечения экономического суверенитета России

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1091-1100

Аннотация

Цель. На основе анализа эволюции цифровой бизнес-стратегии организации определить направления ее развития для обеспечения конкурентоспособности в контексте достижения технологического и экономического суверенитета России.
Задачи. Провести комплексный анализ и выявить динамику развития бизнес-стратегии в контексте управления организацией с применением информационных технологий (ИТ); определить роль ИТ как ключевого фактора повышения эффективности и качества управленческой информации, а также согласования бизнес-процессов с целью укрепления конкурентных преимуществ организаций для обеспечения экономического суверенитета России на современных динамичных рынках; предложить стратегию цифровой трансформации, ориентированную на использование возможностей цифровой экономики.
Методология. Авторами использован системный подход. Исследование основано на анализе публикаций отечественных и зарубежных авторов, размещенных в научных электронных библиотеках, а также доступной информации аналитических и консалтинговых фирм, которые являются экспертами и практиками в области ИТ и бизнес-консультирования.
Результаты. Полученные в процессе анализа результаты показали, что активное применение ИТ в составе бизнес-стратегии позволяет получить значительные конкурентные преимущества компании. Дальнейшие шаги, направленные на переход к цифровой бизнес-стратегии и далее стратегии цифровой трансформации, еще более усиливают эти позиции и дают основу для обеспечения технологического и экономического суверенитета страны.
Выводы. Проведенное исследование подтверждает факт значительного влияния ИТ на бизнесстратегию. Анализ показал эволюцию бизнес-целей ИТ, от эффективности в 60-х гг. XX в. до повышения конкурентоспособности в 80-х гг.; смещение фокуса с экономии ресурсов на повышение операционной эффективности и стратегическую дифференциацию; важность стратегического согласования бизнес- и ИТ-стратегий для реализации ценности инвестиций в технологии; необходимость выравнивания бизнеса и ИТ для конкурентного преимущества организаций на изменяющихся рынках; влияние цифровых технологий на внешнюю, внутреннюю и общую бизнес-функции; изменение организационной стратегии через создание цифровой ценности; трансформацию бизнеса благодаря цифровой стратегии, стимулирующей рост продуктов и услуг; фокус на цифровую трансформацию для использования цифровых ресурсов в операционной, клиентской и модельной стратегиях; приоритетность выравнивания стратегии цифровой трансформации для руководства; необходимость интеграции ИТ-стратегии в бизнесстратегию и переход к цифровой трансформации; переход от инструмента поддержки бизнеса к его ядру, при котором цифровая трансформация — это новая реальность для организаций.

Об авторах

Е. А. Горбашко
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Елена Анатольевна Горбашко, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе
191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32А


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



И. Г. Головцова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Ирина Геннадьевна Головцова, доктор экономических наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований
191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32А


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



А. В. Никифоров
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Андрей Викторович Никифоров, сотрудник управления информационных технологий
191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32А


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Мищенко В. В., Пуричи В. В. Пространственные подходы в экономике и региональные исследования расселения // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 2-1. С. 123–127. https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)2.1-21

2. Друкер П. Ф. Практика менеджмента / пер. с англ. М.: Вильяме, 2001. 398 с.

3. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / пер. с англ.; под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 684 с.

4. Алабина Т. А. Эволюция экономических исследований стратегий: роль концепции стратегирования В. Л. Квинта // Управленческое консультирование. 2021. № 8. С. 139–149. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-8-139-149

5. Ward J. M. Integrating information systems into business strategies // Long Range Planning. 1987. Vol. 20. No. 3. P. 19–29. https://doi.org/10.1016/0024-6301(87)90068-9

6. Woodard C. J., Ramasubbu N., Tschang F. T., Sambamurthy V. Design capital and design moves: The logic of digital business strategy // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 537–564. https://doi.org/10.25300/MISQ/2013/37.2.10

7. Ismail M., Khater M., Zaki M. Digital business transformation and strategy: What do we know so far? Cambridge: Cambridge Service Alliance, 2017. 35 p. URL: https://cambridgeservicealliance.eng.cam.ac.uk/system/files/documents/2017NovPaper_Mariam.pdf (дата обращения: 05.08.2025).

8. Mithas S., Tafti A., Mitchell W. How a firm’s competitive environment and digital strategic posture influence digital business strategy // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 511–536. https://doi.org/10.25300/MISQ/2013/37.2.09

9. Bharadwaj A., El Sawy O. A., Pavlou P. A., Venkatraman N. Visions and voices on emerging challenges in digital business strategy // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 633–661. https://doi.org/10.25300/MISQ/2013/37.2.14

10. Bharadwaj A., El Sawy O. A., Pavlou P. A., Venkatraman N. Digital business strategy: Toward a next generation of insights // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 471–482. https://doi.org/10.25300/MISQ/2013/37:2.3

11. Курочкина А. А., Намазов К. А. Цифровая трансформация как основное направление эволюции бизнеса: обзор литературы // Прогрессивная экономика. 2023. № 7. С. 20–41. https://doi.org/10.54861/27131211_2023_7_20

12. Soldatova S., Ushakova S. Using tools from the hierarchical control system theory for evaluating the complexity of administrative work in a digitally transforming research and technical environment // Proc. 2nd Int. sci. conf. on innovations in digital economy (SPBPU IDE’20). (St. Petersburg, October 22-23, 2020). New York, NY: Association for Computing Machinery, 2020. Article No. 52. https://doi.org/10.1145/3444465.3444477

13. McKeown I., Philip G. Business transformation, information technology and competitive strategies: Learning to fly // International Journal of Information Management. 2003. Vol. 23. No. 1. P. 3–24. https://doi.org/10.1016/S0268-4012(02)00065-8

14. Basole R. C. Accelerating digital transformation: Visual insights from the API ecosystem // IT Professional. 2016. Vol. 6. P. 20–25. https://doi.org/10.1109/MITP.2016.105

15. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital transformation strategies // Business & Information Systems Engineering. 2015. Vol. 57. No. 5. P. 339–343. https://doi.org/10.1007/s12599-015-0401-5

16. Sebastian I. M., Ross J. W., Beath С., Mocker M., Moloney K. G., Fonstad N. O. How big old companies navigate digital transformation // MIS Quarterly Executive. 2017. Vol. 16. No. 3. P. 197–213.

17. Yoo Y., Henfridsson O., Lyytinen K. Research commentary – The new organizing logic of digital innovation: An agenda for information systems research // Information Systems Research. 2010. Vol. 21. No. 4. P. 724–735. https://doi.org/10.1287/isre.1100.0322

18. Singh A., Hess T. How chief digital officers promote the digital transformation of their companies // MIS Quarterly Executive. 2017. Vol. 16. Article No. 5.


Рецензия

Для цитирования:


Горбашко Е.А., Головцова И.Г., Никифоров А.В. Эволюционное развитие цифровой бизнес-стратегии организации в контексте обеспечения экономического суверенитета России. Экономика и управление. 2025;31(8):1091-1100. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1091-1100

For citation:


Gorbashko E.A., Golovtsova I.G., Nikiforov A.V. Evolutionary development of the digital business strategy of the organization in the context of ensuring the economic sovereignty of Russia. Economics and Management. 2025;31(8):1091-1100. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1091-1100

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)