Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Основные участники финансирования климатически значимой деятельности: государственная поддержка и рыночное финансирование

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1055-1069

Аннотация

Цель. Сформировать системное представление о мерах и действиях, предпринимаемых страной в целях формирования потока климатического финансирования.
Задачи. Изучить статистику стратегических решений, раскрывающих ключевые элементы выстраиваемой траектории национального развития, характеризующегося низким уровнем выбросов углерода и сопротивляемостью к изменению климата; проанализировать процесс регулирования климатически значимой деятельности с акцентом на условия ее финансирования; составить карту основных участников финансирования инициатив по борьбе с изме­нением климата.
Методология. Авторами проанализированы документы государственного стратегического планирования. Анализ указов Президента России дополнен анализом документов, разрабатываемых Правительством РФ, рядом министерств и ведомств.
Результаты. Показаны рамки государственной политики, устанавливающей границы участия государства в создании экономических условий, обеспечивающих формирование потоков финансирования в проекты модернизации экономики на новой технологической основе (низкоуглеродные технологии). Дана оценка роли ключевых экономических субъектов с учетом их привязки к национальным целям и приоритетам.
Выводы. Финансирование климатических проектов осуществляется за счет и государственного бюджета, и частного капитала. Государственная поддержка призвана дополнить собственные инвестиции бизнеса и привлекаемое рыночное финансирование, но не стать основным потоком климатического финансирования. В России созданы регуляторные рамки, формирующие сегмент климатического финансирования национального финансового рынка. Открытым остается вопрос об эффективности реализуемой политики стимулирования спроса на климатическое финансирование и о способности российской экономики обеспечить спрос на новый вид финансовых инструментов.

Об авторах

Л. А. Аносова
Отделение общественных наук Российской академии наук
Россия

Людмила Александровна Аносова, доктор экономических наук, профессор, начальник отдела — заместитель академика-секретаря
119991, Москва, Ленинский пр., д. 32а


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Л. С. Кабир
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ Минфина России)
Россия

Людмила Сергеевна Кабир, доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, главный научный сотрудник
127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическое финансирование // Бюджет. 2020. № 10. С. 50–54.

2. Кабир Л. С., Яковлев И. А., Раков И. Д. Финансирование низкоуглеродного развития России: подходы и приоритеты текущего этапа // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 6. С. 6–17. https://doi.org/10.26794/1999-849X2023-16-6-6-17

3. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Инструменты финансирования углеродной нейтральности: решения СОР28 // Ученые записки Международного банковского института. 2023. № 4. С. 7–20.

4. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическая политика Российской Федерации: международное сотрудничество и национальный подход // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 4. С. 26–36. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-4-26-36

5. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Трансформация национальной политики сырьевых стран под влиянием глобальной повестки устойчивого развития // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 3. С. 859–870. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020–3-14

6. Кабир Л. С. Настройка климатического финансирования: итоги СОР28 // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 2. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-2-8-26

7. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. А. А. Дынкина. М.: Магистр, 2011. 480 с.

8. Стратегическое планирование устойчивого функционирования экономического комплекса Российской Федерации: коллективная монография / под ред. В. Г. Бондура, А. А. Макоско, Б. М. Наконечного. М.: Российская академия наук, 2021. 425 с.

9. Стратегические направления и приоритеты регионального развития в условиях глобальных вызовов: монография / под общ. ред. Ю. Г. Лавриковой, Е. Л. Андреевой. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2019. 504 с.

10. Мингалева Ж. А., Сигова М. В. Финансовые аспекты реализации четвертого энергоперехода // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 43–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-43-58

11. Виноградова Т. И. Инструментарий зеленого бюджетирования и практический опыт его использования // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 82–97. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-82-97

12. Резванов Р. И. Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-62-78.

13. Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование инвестиций в зеленые технологии: опыт отдельных стран // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 74–89. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-74-89

14. Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование перехода к рациональным моделям потреб­ления и производства. Аналитический обзор // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 98–113. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-98-113

15. Вековцев В. Углеродные рынки не работают без независимой экспертизы // ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022: ежегодный доклад. М.: Экспертное агентство «Открытые коммуникации», 2023. С. 46–47.

16. Елагина Г. Климатические проекты на территории России: навигация на старте углеродного рынка // Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024: доклад ИНФРАГРИН. М.: Открытые коммуникации, 2024. С. 35–36.

17. Довбий И. П., Мингалева Ж. А., Жуланов Е. Е. Управление развитием промышленного потенциала региона: интеграция климатического финансирования в инвестиционные стратегии // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 97–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-97-115

18. Петренко Л. Д., Сафаров Б. Ш. Перспективы атомной энергетики в рамках реализации концепции устойчивого развития // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 59–70. (На англ.). https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-59-70

19. Довбий И. П. Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 25–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-25-42

20. Довбий И. П., Довбий Н. С. Устойчивые финансы в решении задач энергоперехода и снижения последствий изменения климата // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 1. С. 109–124. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-1-109-124

21. Лаврикова Ю. Г., Вегнер-Козлова Е. О., Бучинская О. Н. Организационно-экономические барьеры на пути развития устойчивого финансирования (на примере крупного промышленного бизнеса Уральского региона) // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 1. С. 108–125. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-1-108-125


Рецензия

Для цитирования:


Аносова Л.А., Кабир Л.С. Основные участники финансирования климатически значимой деятельности: государственная поддержка и рыночное финансирование. Экономика и управление. 2025;31(8):1055-1069. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1055-1069

For citation:


Anosova L.A., Kabir L.S. Key participants in financing climate-relevant activities: Government support and market financing. Economics and Management. 2025;31(8):1055-1069. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1055-1069

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)