Основные участники финансирования климатически значимой деятельности: государственная поддержка и рыночное финансирование
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1055-1069
Аннотация
Цель. Сформировать системное представление о мерах и действиях, предпринимаемых страной в целях формирования потока климатического финансирования.
Задачи. Изучить статистику стратегических решений, раскрывающих ключевые элементы выстраиваемой траектории национального развития, характеризующегося низким уровнем выбросов углерода и сопротивляемостью к изменению климата; проанализировать процесс регулирования климатически значимой деятельности с акцентом на условия ее финансирования; составить карту основных участников финансирования инициатив по борьбе с изменением климата.
Методология. Авторами проанализированы документы государственного стратегического планирования. Анализ указов Президента России дополнен анализом документов, разрабатываемых Правительством РФ, рядом министерств и ведомств.
Результаты. Показаны рамки государственной политики, устанавливающей границы участия государства в создании экономических условий, обеспечивающих формирование потоков финансирования в проекты модернизации экономики на новой технологической основе (низкоуглеродные технологии). Дана оценка роли ключевых экономических субъектов с учетом их привязки к национальным целям и приоритетам.
Выводы. Финансирование климатических проектов осуществляется за счет и государственного бюджета, и частного капитала. Государственная поддержка призвана дополнить собственные инвестиции бизнеса и привлекаемое рыночное финансирование, но не стать основным потоком климатического финансирования. В России созданы регуляторные рамки, формирующие сегмент климатического финансирования национального финансового рынка. Открытым остается вопрос об эффективности реализуемой политики стимулирования спроса на климатическое финансирование и о способности российской экономики обеспечить спрос на новый вид финансовых инструментов.
Об авторах
Л. А. АносоваРоссия
Людмила Александровна Аносова, доктор экономических наук, профессор, начальник отдела — заместитель академика-секретаря
119991, Москва, Ленинский пр., д. 32а
Конфликт интересов:
авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Л. С. Кабир
Россия
Людмила Сергеевна Кабир, доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, главный научный сотрудник
127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2
Конфликт интересов:
авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическое финансирование // Бюджет. 2020. № 10. С. 50–54.
2. Кабир Л. С., Яковлев И. А., Раков И. Д. Финансирование низкоуглеродного развития России: подходы и приоритеты текущего этапа // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 6. С. 6–17. https://doi.org/10.26794/1999-849X2023-16-6-6-17
3. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Инструменты финансирования углеродной нейтральности: решения СОР28 // Ученые записки Международного банковского института. 2023. № 4. С. 7–20.
4. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическая политика Российской Федерации: международное сотрудничество и национальный подход // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 4. С. 26–36. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-4-26-36
5. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Трансформация национальной политики сырьевых стран под влиянием глобальной повестки устойчивого развития // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 3. С. 859–870. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020–3-14
6. Кабир Л. С. Настройка климатического финансирования: итоги СОР28 // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 2. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-2-8-26
7. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. А. А. Дынкина. М.: Магистр, 2011. 480 с.
8. Стратегическое планирование устойчивого функционирования экономического комплекса Российской Федерации: коллективная монография / под ред. В. Г. Бондура, А. А. Макоско, Б. М. Наконечного. М.: Российская академия наук, 2021. 425 с.
9. Стратегические направления и приоритеты регионального развития в условиях глобальных вызовов: монография / под общ. ред. Ю. Г. Лавриковой, Е. Л. Андреевой. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2019. 504 с.
10. Мингалева Ж. А., Сигова М. В. Финансовые аспекты реализации четвертого энергоперехода // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 43–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-43-58
11. Виноградова Т. И. Инструментарий зеленого бюджетирования и практический опыт его использования // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 82–97. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-82-97
12. Резванов Р. И. Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-62-78.
13. Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование инвестиций в зеленые технологии: опыт отдельных стран // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 74–89. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-74-89
14. Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование перехода к рациональным моделям потребления и производства. Аналитический обзор // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 98–113. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-98-113
15. Вековцев В. Углеродные рынки не работают без независимой экспертизы // ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022: ежегодный доклад. М.: Экспертное агентство «Открытые коммуникации», 2023. С. 46–47.
16. Елагина Г. Климатические проекты на территории России: навигация на старте углеродного рынка // Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024: доклад ИНФРАГРИН. М.: Открытые коммуникации, 2024. С. 35–36.
17. Довбий И. П., Мингалева Ж. А., Жуланов Е. Е. Управление развитием промышленного потенциала региона: интеграция климатического финансирования в инвестиционные стратегии // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 97–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-97-115
18. Петренко Л. Д., Сафаров Б. Ш. Перспективы атомной энергетики в рамках реализации концепции устойчивого развития // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 59–70. (На англ.). https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-59-70
19. Довбий И. П. Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 25–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-25-42
20. Довбий И. П., Довбий Н. С. Устойчивые финансы в решении задач энергоперехода и снижения последствий изменения климата // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 1. С. 109–124. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-1-109-124
21. Лаврикова Ю. Г., Вегнер-Козлова Е. О., Бучинская О. Н. Организационно-экономические барьеры на пути развития устойчивого финансирования (на примере крупного промышленного бизнеса Уральского региона) // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 1. С. 108–125. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-1-108-125
Рецензия
Для цитирования:
Аносова Л.А., Кабир Л.С. Основные участники финансирования климатически значимой деятельности: государственная поддержка и рыночное финансирование. Экономика и управление. 2025;31(8):1055-1069. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1055-1069
For citation:
Anosova L.A., Kabir L.S. Key participants in financing climate-relevant activities: Government support and market financing. Economics and Management. 2025;31(8):1055-1069. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-8-1055-1069