Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Креативные индустрии как фактор социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в условиях цифровой трансформации

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-12-1455-1473

Аннотация

Цель. Выявить перспективы и основные направления раскрытия потенциала сектора креативных индустрий как современного фактора комплексного регионального социально-экономического развития в условиях цифровой трансформации экономики и общества.

Задачи. Обосновать значимость влияния фактора креативной экономики на социально-экономическое развитие регионов; на примере Северо-Западного федерального округа (СЗФО) проанализировать действующие региональные стратегии социально-экономического развития (ССЭР) с точки зрения учета и планирования использования потенциала креативной экономики, а также раскрыть сущность законотворческих инициатив, применяемых форм и используемых методов поддержки организаций сектора креативных индустрий; выявить успешные практики стимулирования регионального развития креативных индустрий, а также организационно-методологические проблемы реализации существующих мер поддержки креативных индустрий в регионах; исследовать влияние уровня достигнутых социально-экономических условий регионов СЗФО, в частности степени цифровизации, развития культурной среды, применения мер поддержки креативных индустрий, на оценку развития креативной экономики; сформулировать задачи, которые целесообразно ставить при формировании ССЭР с точки зрения поддержки креативной экономики на уровне регионов, и рациональные принципы имплементации ССЭР в условиях цифровой трансформации.

Методология. Исследование построено на использовании общенаучных методов познания, включая системный, структурный, семантический и сравнительный анализ, научный синтез; методов индукции и дедукции, детализации и обобщения, моделирования.

Результаты. Показано, что, с одной стороны, креативные индустрии являются перспективным фактором регионального социально-экономического развития. С другой — достигнутый уровень социально-экономического развития, в том числе степень региональной цифровизации, существенно влияет на динамику креативной экономики. Для каждого субъекта РФ, входящего в СЗФО, формализованы сводные региональные показатели поддержки креативных индустрий (карточки «КИ-поддержки»), отражающие текущую ситуацию, при которой не все регионы имеют в дополнение к базовой ССЭР отдельную концепцию по развитию креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки; выделены наиболее распространенные недостатки применяемых мер поддержки. Сформулирована типовая тематика подразделов ССЭР, связанных с креативными индустриями, определены разнонаправленные практики поддержки регионального развития креативных индустрий, реализующих организационную, финансовую, инфраструктурную, информационную, маркетинговую функции. Подробно проанализирован процесс влияния достигнутых социально-экономических условий, включающих в себя параметры цифровизации, на креативные индустрии в регионах СЗФО. Дана оценка уровня развития креативных индустрий в регионах СЗФО, которая показала ее зависимость от степени региональной цифровизации. С учетом требований цифровой трансформации предложены рациональные принципы, задачи и функции, которые целесообразно реализовывать в процессе формирования ССЭР и региональных концепций развития креативных индустрий.

Выводы. В условиях цифровой трансформации и перехода к шестому технологическому укладу возрастает значимость учета влияния креативной экономики и на уровень развития региональных социально-экономических систем субъектов РФ, и на достижение целей идеологического, духовно-нравственного и социально-экономического развития в национальном масштабе России. Повышается актуальность учета требований цифровизации в ходе имплементации ССЭР регионов с точки зрения развития креативных индустрий. У региональных органов власти формируется понимание необходимости внедрения принципов цифровой трансформации: инновационности, цифровизации, интеллектуального труда, общественной транспарентности, кластеризации, имиджевой поддержки. Пока еще региональная поддержка развития креативных индустрий характеризуется значительной неоднородностью подходов регионов к решению данной задачи. При этом наблюдаются положительная динамика происходящего процесса и рост степени соответствия региональных векторов направленности ССЭР современным национальным целям и приоритетам развития. Актуальной задачей создания современных конкурентных преимуществ для руководства субъектов РФ должно стать системное внедрение на основе разработки стратегий регионального социально-экономического развития, включающих в себя разделы, регламентирующие процессы стимулирования креативной экономики, комплексных региональных механизмов поддержки сектора креативных индустрий. На уровне регионов следует уделить особое внимание внедрению взаимосвязанных информационных систем в сфере креативной экономики, выполняющих маркетинговую, информационную, обучающую интегрирующую, архивную, мониторинговую функции.  

Об авторах

П. А. Булочников
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича; Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
Россия

Павел Андреевич Булочников, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики данных; старший научный сотрудник

193232, Санкт-Петербург, Большевиков пр., д. 22, корп. 1

190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38



А. Д. Евменов
Институт проблем региональной экономики Российской академии наук; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Россия

Александр Дмитриевич Евменов, доктор экономических наук, профессор, директор центра креативных индустрий; главный научный сотрудник, заслуженный деятель науки РФ

191186, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 18

190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38



Список литературы

1. Булочников П. А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности регионов // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 17–28. DOI: 25631/PEJ.2019.2.17.28

2. Креативные индустрии в условиях цифровой экономики: монография / под общ. ред. А. Д. Евменова. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2020. 180 с.

3. Меленкин В. Л., Чешева К. К. Креативный капитал как важнейший элемент формирования инновационной экономики // Экономика и экология территориальных образований. 2020. Т. 4. № 4. С. 20–25. DOI: 10.23947/2413-1474-2020-4-4-20-25

4. Недосвитий Н. В. Творческие индустрии как инструмент наращивания конкурентного потенциала территории // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 87–90.

5. Окрепилов В. В., Шматко А. Д. Актуальные вопросы и перспективы развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2021. № 3. С. 3–7. DOI: 10.52897/2411-4588-2021-3-3-7

6. Булочников П. А. Стратегическое управление развитием регионов: монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2021. 242 с.

7. Булочников П. А. Креативная экономика как центр экономического роста регионов // Петербургский экономический журнал. 2024. № 3. С. 89–108.

8. Рейтинг креативных регионов России. 2023. Спецвыпуск № 3 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/data/2023/11/14/2106798958/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_Creative_Regions_11-2023.pdf (дата обращения: 26.11.2024).

9. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2017 г. № 1632-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xw8sz3n2574792770 (дата обращения: 26.11.2024).

10. Новый нацпроект «Экономика данных» будет реализован в рамках 8 федеральных проектов // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2024. 4 сентября. URL: https://ac.gov.ru/news/page/novyj-nacproekt-ekonomika-dannyh-budet-realizovan-v-ramkah-8-federalnyh-proektov-27883 (дата обращения: 26.11.2024).

11. Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по национальным проектам «Эффективная и конкурентная экономика», «Туризм и гостеприимство» и «Экономика данных и цифровая трансформация государства» // Правительство РФ: офиц. сайт. URL: http://government.ru/news/51934/ (дата обращения: 26.11.2024).

12. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 26.11.2024).

13. Об утверждении Основ государственной культурной политики: указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 (в ред. от 25.01.2023) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/794f61e017718ffdc01e7af2e023edc189680f5f/?ysclid=m5xwiwy0h5786208204 (дата обращения: 26.11.2024).

14. Новости // Ассоциация блогеров и агентств. URL: https://aba-media.ru/ (дата обращения: 26.11.2024).

15. Формирование инфраструктуры креативных (творческих) индустрий регионов: перспективные направления развития в условиях цифровизации: монография / А. Д. Евменов, Л. А. Еникеева, Т. А. Сорвина, П. А. Булочников. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2024. 160 с.

16. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=m5xwu33zb6998357709 (дата обращения: 26.11.2024).

17. Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402745784/?ysclid=m5xwv8s256443074679 (дата обращения: 26.11.2024).

18. План мероприятий по реализации в 2022–2025 годах Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2022 г. № 2290-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_424778/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xx0idncx360867874 (дата обращения: 26.11.2024).

19. Перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России»: утв. Президентом РФ 15 августа 2023 г. № Пр-1593 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/72053 (дата обращения: 26.11.2024).

20. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xx3psd66597473059 (дата обращения: 26.11.2024).

21. О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации: федер. закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482580/?ysclid=m5xx5qmamt930983486 (дата обращения: 26.11.2024).

22. О Федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)»: постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70149760/?ysclid=m5xx8557jl723323469 (дата обращения: 26.11.2024).

23. Паспорт Национального проекта «Культура»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/?ysclid=m5xxb0p2p9422754504 (дата обращения: 26.11.2024).

24. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244 (дата обращения: 26.11.2024).

25. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 26.11.2024).

26. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (в ред. от 30.03.2018) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/?ysclid=m5xxga92mx116526298 (дата обращения: 26.11.2024).

27. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г.: указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/?ysclid=m5xxilz4zq880662901 (дата обращения: 26.11.2024).

28. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 г.: закон г. Санкт-Петербурга принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 декабря 2018 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/551979680 (дата обращения: 26.11.2024).

29. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 г.: областной закон (принят Архангельским областным Собранием депутатов, постановление от 13 февраля 2019 г. № 168) // Правительство Архангельской области. URL: https://portal.dvinaland.ru/upload/iblock/f91/Стратегия%20развития%20Архангельской%20области%20до%202035%20года.pdf (дата обращения: 26.11.2024).

30. О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу: постановление Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 г. № 583 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/469728648 (дата обращения: 26.11.2024).

31. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 г.: утв. постановлением Правительства Вологодской области от 17 октября 2016 г. № 920 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/444743929 (дата обращения: 26.11.2024).

32. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 г.: утв. Законом Ленинградской области от 8 августа 2016 г. № 76-оз // Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. URL: https://econ.lenobl.ru/media/content/docs/4419 (дата обращения: 26.11.2024).

33. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г.: утв. постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. № 768-ПП/20 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/465602093 (дата обращения: 26.11.2024).

34. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 г.: утв. постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2019 г. № 256-сд // Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа. URL: https://dfei.adm-nao.ru/strategicheskoe-planirovanie/proekt-strategii-socialno-ekonomicheskogorazvitiyaneneckogoavtonomn/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 26.11.2024).

35. Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2026 г.: утв. Областным законом «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года» от 4 апреля 2019 г. № 394-ОЗ // Правительство Новгородской области. URL: https://www.novreg.ru/documentation/detail.php?ID=86161 (дата обращения: 26.11.2024).

36. Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года: утв. распоряжением Администрации области от 10 декабря 2020 г. № 670-р // Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области. URL: https://economics.pskov.ru/sites/default/files/strategiya_v_gasu_tolko_tekst.pdf (дата обращения: 26.11.2024).

37. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 г.: утв. распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. № 899р-П // Министерство экономического развития Республики Карелия. URL: https://economy.gov.karelia.ru/upload/iblock/9c0/strategiya-v-red-ot-20.08.2021.docx (дата обращения: 26.11.2024).

38. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г.: утв. постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/48688678/#friends (дата обращения: 26.11.2024).

39. Одобрена Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга до 2035 г. // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. 2023. 13 апреля. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/258116/ (дата обращения: 26.11.2024).

40. Региональный комплекс мер по развитию творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в Республике Карелия на 2022–2024 годы: утв. 1 июня 2022 г. // Центр «Мой бизнес» Республики Карелия. URL: https://mb10.ru/download/27/?ysclid=m64xz2zhkp18837349 (дата обращения: 26.11.2024).

41. О государственной поддержке творческих (креативных) индустрий в Мурманской области: постановление Правительства Мурманской области // Правительство Мурманской области. 2024. 1 апреля. URL: https://openregion.gov-murman.ru/acts/519129/ (дата обращения: 26.11.2024).

42. Региональный стандарт развития креативных индустрий // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/creative/standart/?ysclid=m5xyfy65v7816665025 (дата обращения: 26.11.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Булочников П.А., Евменов А.Д. Креативные индустрии как фактор социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в условиях цифровой трансформации. Экономика и управление. 2024;30(12):1455-1473. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-12-1455-1473

For citation:


Bulochnikov P.A., Evmenov A.D. Creative industries as a factor in the socio-economic development of the Northwestern Federal District in the context of digital transformation. Economics and Management. 2024;30(12):1455-1473. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-12-1455-1473

Просмотров: 122


ISSN 1998-1627 (Print)