Новый приоритет государственной научной политики Азербайджана: развитие научной деятельности в университетах
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-9-1030-1040
Аннотация
Цель. Изучение новых вызовов и приоритетных задач, стоящих перед университетами в рамках нового приоритета государственной научной политики Азербайджана, а также выявление проблем, связанных с научной деятельностью в университетах республики в контексте мирового опыта, и внесение предложений относительно вопросов, связанных с их решением.
Задачи. Определить подходы и приоритеты для обеспечения эффективности научно-педагогической деятельности в современных университетах, возможности разработать новые стратегии деятельности.
Методология. При разработке концептуальных положений исследования в рамках диалектического и системного подходов использованы такие методы общенаучного познания, как историко-логический, абстрагирование, анализ, синтез, единство объективного и субъективного в развитии экономических процессов. Широкое применение нашли экономико-статистический, факторный, функциональный и сравнительный методы анализа. Методологической основой исследования также послужил системный подход к раскрытию институционального развития государственной научной политики Азербайджана. Автором применены методы научного анализа, в частности статистический; методы сравнительного, фундаментального и функционального анализа. В статье нашли отражение идеи, изложенные в научных трудах ученых-экономистов, посвященных проблемам институционального развития государственной научной политики Азербайджана.
Результаты. Триада «образование — наука — инновации» в университетах составляет основу их деятельности. Поэтому возникает необходимость в избавлении научной деятельности от ее формального характера и абстрактного содержания, а также изменении традиционного подхода к управлению научной деятельностью в вузах. Выработаны рекомендации и предложения для повышения образовательно-исследовательско-инновационной эффективности в высшей школе в соответствии с требованиями современного периода, адекватные особенностям развития национальной экономики.
Выводы. Ожидается, что к 2030 г. Азербайджан станет экономически еще более развитой и конкурентоспособной страной. Достижение указанной цели зависит от наличия национальных научно-инновационных университетов, обеспечивающих использование, усвоение и распространение новых знаний и технологий в Азербайджане.
Об авторе
Б. Х. о. АташовАзербайджан
Байали Ханалы оглы Аташов - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Азербайджана, проректор по науке и инновациям
AZ1106, Баку, Наджафа Нариманова ул., д. 93.
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналит. доклад / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федер. ун-т, 2018. 112 с.
2. Mamedov Z. F., Mirzayev M. R. ogly Reforming university finance: Emerging trends, challenges and prospects // 55th International scientific conference on economic and social development (Baku, June 18–19, 2020). Varazdin: Varazdin Development and Entrepreneurship Agency, 2020. S. 699–705.
3. Участникам Первого съезда азербайджанских ученых // Президент Азербайджанской Республики: офиц. сайт. 2014. 19 декабря. URL: https://president.az/ru/articles/view/13740/print (дата обращения: 20.04.2023).
4. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Азербайджанской Республики на 2022–2026 годы: распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 22 июля 2022 г. // Президент Азербайджанской Республики: офиц. сайт. URL: https://president.az/ru/articles/view/56723 (дата обращения: 20.04.2023).
5. Куприянов В. А. Университет и эффективность науки: к вопросу о сущности оценки эффективности науки // Мысль: Журнал петербургского философского общества. 2015. № 19. С. 19–32.
6. Карпов А.О. Открытые инновации и высшее образование // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 37–44.
7. Mamedov Z. F., Bayramova Kh. University development strategies: Commercialization and responses to new challenges // 60th International scientific conference on economic and social development — XX International social congress (ISC 2020) (Moscow, October 20–21, 2020). Varazdin: Varazdin Development and Entrepreneurship Agency, 2020. P. 100–108.
8. Лунев А. П., Томашевская Ю. Н., Кошкаров А. В. Управление знаниями в системе высшего образования: теория и практика // Управленческие науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 86–97. DOI: 10.26794/2304-022X-2022-12-2-86-97
9. Taylor J. Managing the unmanageable: The management of research in research-intensive universities // Higher Education Management and Policy. 2006. Vol. 18. No. 2. P. 1–25. DOI: 10.1787/hemp-v18-art8-en
10. Прохоров А. В. Модели университета в условиях глобализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 56–66.
11. Требования для предоставления ВУЗам статуса «Исследовательский университет»: утв. Решением Кабинета Министров Азербайджана от 29 декабря 2017 г. № 610. (На азерб.).
12. Дремова О. В., Щеглова И. А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не) коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. C. 27–37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010
13. Тенденции развития высшего образования в мире и в России: аналитический доклад — дайджест. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2021. 199 с.
14. Аташов Б. Х., Мамедов З. Ф. Научная деятельность в современных университетах // Кооперация. 2023. № 2. C. 5–15. (На азерб.).
Рецензия
Для цитирования:
Аташов Б.Х. Новый приоритет государственной научной политики Азербайджана: развитие научной деятельности в университетах. Экономика и управление. 2023;29(9):1030-1040. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-9-1030-1040
For citation:
Atashov B.Kh. New priority of the state scientific policy of Azerbaijan: Development of scientific activity in universities. Economics and Management. 2023;29(9):1030-1040. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-9-1030-1040