Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Влияние институтов рынка труда и корпоративного управления на развитие российской инновационной культуры

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-11-1162-1168

Аннотация

Цель. Изучить систему факторов, влияющих на развитие инновационной культуры российских компаний.
Задачи. Опираясь на качественные исследования, провести сравнительный анализ основных структурных составляющих инновационной культуры типологически разных отечественных компаний; выявить внутренние и внешние условия развития инновационной культуры; обосновать ведущую роль государства в регулировании формальных институтов рынка труда, формирующих паттерны инновационной культуры общества и способствующих инновационному развитию российских компаний.
Методология. Автором применены методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, а также общелогические методы исследования.
Результаты. Внедрение инноваций российскими компаниями предполагает не только использование новых технологий и материалов, производство и вывод на рынок новых продуктов (услуг), но и создание культурной среды, благоприятной для инноваций. Ключевую роль в этом процессе играют не только внутрикорпоративные, но и внешнесистемные факторы. Внутрифирменная система инновационного развития включает в себя стратегическую приверженность топ-менеджмента инновациям, креативность как высшую ценность корпоративной культуры, а также реализуемые управленческие практики, нацеленные на повышение восприимчивости сотрудников к инновациям. Общесистемные факторы инновационной культуры предопределены системой национального образования и институтами рынка труда.
Выводы. Государство играет ведущую роль в формировании инновационной культуры социума. Креативная деятельность в Российской Федерации на государственном уровне только недавно нашла финансовую и организационную поддержку. Поэтому важно не потерять эту ценностную ориентацию и продолжить модернизацию социальных процессов, направленных на инновационное развитие экономики. Направленность на формирование инновационной культуры должна найти отражение в функционировании институтов рынка труда (министерства труда, служб занятости, миграционной службы и других, а также в механизмах регулирования рынка труда (государственной политике занятости, деятельности профессиональных союзов, социальном партнерстве и коллективных договорах).

Об авторе

А. В. Джиоев
Владикавказский научный центр Российской академии наук
Россия

младший научный сотрудник лаборатории социологии и конфликтологии



Список литературы

1. Адизес И. К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2021. 262 с.

2. Волкова А. В., Захарова Л. Н. Роль инновационной деятельности в процессе повышения конкурентоспособности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2-1 (72). С. 40–43. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-2-1-40-43

3. Гуриева Л. К. Конкурентоспособность инновационно ориентированного региона: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2007. 45 с.

4. Левизов В. А. Совершенствование современной региональной экономической политики в современных условиях // Журнал правовых и экономических исследований. 2021. № 4. С. 189–193. DOI: 10.26163/GIEF.2021.14.57.028

5. Симонов С. В., Бобылев И. А., Осипова А. В., Некарыснов Д. А. Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами // Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами: сборник науч. трудов III Всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самарский научный центр РАН, 2021. С. 108–114.

6. Griesar K., Bessant J., Bernschneider-Reif S. The Recipe for Corporate Longevity: From the Perspective of “Managing Innovation” // Angewandte Chemie International Edition. 2018. Vol. 57. No. 16. P. 4130–4142. DOI: 10.1002/anie.201712514

7. Джиоев А. В. Роль интеллектуального капитала в достижении национальной конкурентоспособности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6 (103). С. 113–115.

8. Гаврилюк А. В. Культура инновационной деятельности в организациях: современные практики и методы развития // Теория и практика общественного развития. 2019. № 6 (136). С. 37–41. DOI: 10.24158/tipor.2019.6.5

9. Буравихина К. К., Огурцова Н. С. Инновационная корпоративная культура как инструмент развития компании // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2022): сборник трудов Всерос. науч. конф. молодых исследователей с междунар. участием. М.: Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2022. С. 138–142.

10. Доклад о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / под общ. ред. Ю. Е. Благова, И. С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. 144 с.

11. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 3. С. 17–34.

12. Инновационная культура в российских компаниях // Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2022. 24 октября. URL: issek.hse.ru/news/788147529.html (дата обращения: 10.10.2022).

13. Dzhioev A. Technology impact on transformation of the labor markets and society sustainable development// E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 208. Article 04022. DOI: 10.1051/e3sconf/202020804022


Рецензия

Для цитирования:


Джиоев А.В. Влияние институтов рынка труда и корпоративного управления на развитие российской инновационной культуры. Экономика и управление. 2022;28(11):1162-1168. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-11-1162-1168

For citation:


Dzhioev A.V. The impact of labor market institutions and corporate governance on the development of Russian innovation culture. Economics and Management. 2022;28(11):1162-1168. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-11-1162-1168

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)