Факторы, препятствующие интеграции российских компаний в цифровые платформы
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-8-767-777
Аннотация
Цель. Определение набора и степени влияния основных факторов, сдерживающих возможности интеграции компаний в цифровые и нецифровые платформы, которые активно развиваются в российской экономике и открывают новые горизонты развития, снимая традиционные организационные барьеры и границы.
Задачи. Пилотное качественное исследование двадцати компаний и двадцати организаторов разного уровня платформ проведено для выявления, классификации и ранжирования факторов, влияющих на решение компаний об интеграции в конкретную платформу.
Методология. Решение поставленных задач осуществлялось с использованием методов углубленных полуструктурированных интервью, контент-анализа, систематизации и ранговой корреляции Спирмена, которая применяется для изучения взаимосвязи между ответами руководителей компаний и организаторов платформ.
Результаты. Показано, что от взаимовыгодного сотрудничества с платформой компании удерживают девять основных факторов, отмеченных обеими группами респондентов. Но результаты ранжирования детерминант неоднозначны.
Выводы. Исследование вносит определенный вклад в науку. В частности, дополняет существующую научную литературу и бизнес-практики по нескольким направлениям. Получена концептуально новая информация о том, что удерживает компании от сотрудничества с платформами с точки зрения их организаторов и руководителей компаний. Представлено количественное ранжирование барьеров по обеим группам. Это позволяет определять существующие и потенциальные проблемы, с которыми могут столкнуться организаторы платформ, оценить их и эффективно управлять процессами преодоления барьеров с учетом их рейтинга. Научные результаты составляют базис для будущих исследований, поскольку информацию, полученную в ходе интервью, можно использовать в качестве основы для углубленного количественного анализа с целью дальнейшего обобщения и использования результатов.
Об авторах
С. А. НегановРоссия
Сергей Александрович Неганов, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления социально-экономическими системами, философии и истории
620130, Екатеринбург, Колмогорова ул., д. 66
В. П. Неганова
Россия
Валентина Петровна Неганова, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления социально-экономическими системами философии и истории Уральский государственный университет путей сообщений, руководитель центра развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
620130, Екатеринбург, Колмогорова ул., д. 66,
620014, Екатеринбург, Московская ул., д. 29
Список литературы
1. Henneberg S. C., Mouzas S., Naudé P. Network pictures: Concepts and representations // European Journal of Marketing. 2016. Vol. 40. № 3-4. Р. 408–429. DOI: 10.1108/03090560610648129
2. Evans P. C., Gawer A. The rise of the platform enterprise: A global survey. The Emerging Platform Economy Series. 2016. No. 1. URL: https://www.thecge.net/app/uploads/2016/01/PDF-WEB-Platform-Survey_01_12.pdf (дата обращения: 29.03.2022).
3. Möller K., Halinen A. Managing business and innovation networks – From strategic nets to business fields and ecosystems // Industrial Marketing Management. 2017. Vol. 67. Р. 5–22. DOI: 10.1016/j.indmarman.2017.09.018
4. Payne A. F., Storbacka K., Frow P. Managing the co-creation of value // Journal of the Academy of Marketing Science. 2008. Vol. 36. No. 1. Р. 83–96. DOI: 10.1007/s11747-007-0070-0
5. Romero D., Molina A. Collaborative networked organisations and customer communities: value co-creation and co-innovation in the networking era // Production Planning and Control. 2011. Vol. 22. No. 5-6. Р. 447–472. DOI: 10.1080/09537287.2010.536619
6. Nambisan S., Baron R. A. Virtual customer environments: Testing a model of voluntary participation in value co-creation activities // Journal of Product Innovation Management. 2009. Vol. 26. No. 4. Р. 388–406. DOI: 10.1111/j.1540-5885.2009.00667.x
7. De Oliveira D. T., Cortimiglia M. N. Value co-creation in web-based multisided platforms: A conceptual framework and implications for business model design // Business Horizons. 2017. Vol. 60. No. 6. Р. 747–758. DOI: 10.1016/j.bushor.2017.07.002
8. Frow P., McColl-Kennedy J. R., Payne A. Co-creation practices: Their role in shaping a health care ecosystem // Industrial Marketing Management. 2016. Vol. 56. Р. 24–39. DOI: 10.1016/j.indmarman.2016.03.007
9. Hewett K., Bearden W.O. Dependence, trust, and relational behavior on the part of foreign subsidiary marketing operations: Implications for managing global marketing operations // Journal of Marketing. 2001. Vol. 65. No. 4. Р. 51–66. DOI: 10.1509/jmkg.65.4.51.18380
10. Lu Y. Industry 4.0: A survey on technologies, applications and open research issues // Journal of Industrial Information Integration. 2017. Vol. 6. Р. 1–10. DOI: 10.1016/j.jii.2017.04.005
11. Coreynen W., Matthyssens P., Vanderstraeten J., van Witteloostuijn A. Unravelling the internal and external drivers of digital servitization: A dynamic capabilities and contingency perspective on firm strategy // Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 89. P. 265–277. DOI: 10.1016/j.indmarman.2020.02.014
12. Adner R., Kapoor R. Value creation in innovation ecosystems: How the structure of technological interdependence affects firm performance in new technology generations // Strategic Management Journal. 2010. Vol. 31. No. 3. Р. 306–333. DOI: 10.1002/smj.821
13. Vargo S. L., Lusch R. F. Service-dominant logic: Continuing the evolution // Journal of the Academy of Marketing Science. 2008. Vol. 36. No. 1. Р. 1–10. DOI: 10.1007/s11747-007-0069-6
14. Hoyer W., Chandy R., Dorotic M., Krafft M., Singh S. S. Consumer cocreation in new product development // Journal of Service Research. 2010. Vol. 13. No. 3. Р. 283–296. DOI: 10.1177/1094670510375604
15. Nambisan S., Sawney M. Orchestration processes in network-centric innovation // Academy of Management Perspectives. 2011. Vol. 25. No. 3. Р. 40–57. DOI: 10.5465/AMP.2011.63886529
16. Prahalad C. K., Ramaswamy V. Co-opting customer competence // Harvard Business Review. 2000. Jan.-Feb. Р. 79–87. URL: https://hbr.org/2000/01/co-opting-customer-competence (дата обращения: 29.03.2022).
17. Sawhney M. Going beyond the product: Defining, designing and delivering customer solutions // Lusch R.F., Vargo S.L. eds. The service-dominant logic of marketing: Dialog, debate, and directions. Armonk, NY; London: M.E. Sharpe, 2006. P. 365–380.
18. Dubois A., Gadde L. E. Systematic combining: An abductive approach to case research // Journal of Business Research. 2002. Vol. 55. No. 7. Р. 553–560. DOI: 10.1016/S0148-2963(00)00195-8
19. Perks H., Kowalkowski C., Witell L., Gustafsson A. Network orchestration for value platform development // Industrial Marketing Management. 2017. Vol. 67. Р. 106–121. DOI: 10.1016/j.indmarman.2017.08.002
20. Corbin J., Strauss A. Grounded theory research: Procedures, canons and evaluative criteria // Qualitative Sociology. 1990. Vol. 13. No. 1. Р. 3–21. DOI: 10.1007/BF00988593
21. Di Cicco-Bloom B., Crabtree B. F. The qualitative research interview // Medical Education. 2006. Vol. 40. No. 4. Р. 314–321. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2006.02418.x
22. Gwinner K., Gremler D., Bitner M. Relational benefits in services industries: the customer’s perspective // Journal of the Academy of Marketing Science. 1998. Vol. 26. No. 2. Р. 101– 114. DOI: 10.1177/0092070398262002
23. Abbott W., Monsen R. On the measurement of corporate social responsibility: Self-reported disclosure as a method of measuring corporate social involvement // Academy of Management Journal. 1979. Vol. 22. No. 3. Р. 501–515. DOI: 10.2307/255740
24. Andreu L., Sánchez I., Mele C. Value co-creation among retailers and consumers: New insights into the furniture market // Journal of Retailing and Consumer Services. 2010. Vol. 17. No. 4. Р. 241–250. DOI: 10.1016/j.jretconser.2010.02.001
25. Bharti K., Agrawal R., Sharma V. What drives the customer of world’s largest market to participate in value co-creation? // Marketing Intelligence and Planning. 2014. Vol. 32. No. 4. Р. 413–435. DOI: 10.1108/MIP-07-2013-0111
26. Kumar N., Stern L., Anderson J. Conducting interoganizational research using key informants // Academy of Management Journal. 1993. Vol. 36. No. 6. Р. 1633–1651. DOI: 10.2307/256824
27. Bertaux D. From the life-history approach to the transformation of sociological practice // Bertaux D., ed. Biography and society: The life history approach in the social sciences. Beverly Hills, CA: SAGE Publications, 1981. P. 29–45.
28. Creswell J. Qualitative Inquiry and Research Design: Choosing among Five Traditions. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998. 403 р.
29. Cearley D. W., Burke B., Walker M. J. Top 10 strategic technology trends for 2016: Gartner research // Gartner. 2016. February 29. URL: https://www.gartner.com/doc/3231617?srcId=1-6595640781 (дата обращения: 29.03.2022).
30. Grönroos C. Adopting a service logic for marketing // Marketing Theory. 2006. Vol. 6. No. 3. Р. 317–334. DOI: 10.1177/1470593106066794
31. Ardichvili A., Page V., Wentling T. Motivation and barriers to participation in virtual knowledge-sharing communities of practice // Journal of Knowledge Management. 2003. Vol. 7. No. 1. Р. 64–77. DOI: 10.1108/13673270310463626
32. Gerber E, Hui J. Crowdfunding: Motivations and deterrents for participation // ACM Transactions on Computer-Human Interaction. 2013. Vol. 20. No. 6. Р. 34. DOI: 10.1145/2530540
33. Balaji M., Roy S. Value co-creation with internet of things technology in the retail industry // Journal of Marketing Management. 2017. Vol. 33. No. 1-2. Р. 7–31. DOI: 10.1080/0267257X.2016.1217914
Рецензия
Для цитирования:
Неганов С.А., Неганова В.П. Факторы, препятствующие интеграции российских компаний в цифровые платформы. Экономика и управление. 2022;28(8):767-777. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-8-767-777
For citation:
Neganov S.A., Neganova V.P. Factors hindering the integration of Russian companies into digital platforms. Economics and Management. 2022;28(8):767-777. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-8-767-777