Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Экосистемная динамика развития бизнеса на воздушном транспорте в цифровую эпоху

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-576-583

Полный текст:

Аннотация

Цель. Проанализировать динамику развития бизнеса на воздушном транспорте в эпоху цифровой трансформации с точки зрения реализации парадигмы экосистемы как актуальной концепции организации современных бизнес-моделей.
Задачи. Исследовать подходы к определению понятия «экосистема» в сфере экономических взаимоотношений; раскрыть сущность подходов к определению структуры экономической экосистемы; охарактеризовать ключевые тренды в развитии воздушного транспорта в парадигме понятия экосистемы.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проанализированы научные подходы к определению понятия «экосистема» в сфере экономических взаимоотношений и определению структуры экономической экосистемы, а также выявлены тенденции развития воздушного транспорта в парадигме понятия экосистемы.
Результаты. Внедрение в бизнес-процессы концепции экосистемы влечет за собой изменения в отношении к понятию «конкуренция». На смену теории соперничества приходит практика конвергенции: процесса сближения и объединения разных технологий в новые виды технологий. Технологические конвергенции изменяют природу привычных вещей. Авторами выделены и проанализированы три сущностные характеристики понятия «экосистема», совместная реализация которых и позволяет говорить о внедрении на практике экосистемной концепции развития бизнеса. Цифровая база организации экосистемы обеспечивает модульность ее структуры, что, в свою очередь, определяет легкость и гибкость как подключения участников к системе, так и выход из нее. Экосистема, формируя новые потребительские предпочтения, позволяет участникам успешно работать с потребителями. В контексте оцениваемых преимуществ экосистемы авторами выявлены и исследованы ее 13 недостатков. С точки зрения оценки перспектив экосистематизации профессиональной деятельности на рынке воздушных перевозок пассажиров выделено семь ключевых трендов развития.
Выводы. В отрасли воздушных перевозок на современном этапе развития рынка наиболее востребованным сектором развития экосистем является туристический рынок. Экосистемы туризма — это абсолютный тренд межпродуктовой кооперации, в том числе с использованием услуг авиакомпаний, аэропортов и сайтов-агрегаторов. Вопросы теоретического осмысления и практического анализа экосистемной динамики развития бизнеса на воздушном транспорте в период цифровой эпохи, по нашему мнению, остаются не раскрытыми в полной мере и требуют детальной проработки. В дальнейших исследованиях авторами будет проведен анализ организационно-правовой природы экосистем, сущностных характеристик структурных элементов экосистемы, видов экосистем на воздушном транспорте и практики их реализации.

Об авторах

Н. В. Байдукова
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
Россия

Наталья Владимировна Байдукова, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры № 17 Экономики

196210, Cанкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38



Н. В. Бовкун
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Россия

Наталья Владимировна Бовкун, кандидат экономических наук, доцент кафедры № 17 Экономики

196210, Cанкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38



Список литературы

1. Миронов В. В., Сокулер З. А. Тоска по истинному бытию в дигитальной культуре // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2018. № 1. С. 3–22.

2. Писаренко Ж. В., Чернова Г. В. Финансовая конвергенция как механизм повышения конкурентоспособности субъектов финансового рынка // Финансы и кредит. 2015. № 46 (670). С. 10–23.

3. Чернова Г. В., Писаренко Ж. В., Кузнецова Н. П. Факторы, предпосылки и параметры финансовой конвергенции // Страховое дело. 2017. № 3 (288). С. 3–14.

4. Kuznetsova N. P., Pisarenko Z. V., Chernova G. V. Financial market institutions competitiveness and financial convergence // International Conference “New Challenges of Economic and Business Development — 2016. Society, Innovations and Collaborative Economy”. Riga: University of Latvia, 2016. P. 443–458.

5. Dowrick St., DeLong J. B. Globalization and Convergence // Bordo M. D., Taylor A. M., Williamson J. G., eds. Globalization in historical perspective. Chicago: University of Chicago Press, 2003. P. 191−226. URL: https://www.nber.org/system/files/chapters/c9589/c9589.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

6. Каждой компании нужна экосистема. Интервью главы российской практики Accenture Technology Марии Григорьевой // Коммерсант. Информационные технологии. 2015. 31 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2697933 (дата обращения: 24.05.2022).

7. Шаронов Д. И. Гипермедиа: экосистемы и эволюция // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2019. № 5. С. 56–64.

8. Халин В. Г., Чернова Г. В., Калайда С. А. Экономические экосистемы и их классификация // Управленческое консультирование. 2021. № 2 (146). С. 38–54. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-2-38-54

9. Синицкий А. Экосистема путешествий // Деловой авиационный портал. 2016. 28 июня. URL: http://www.ato.ru/content/ekosistema-puteshestviy (дата обращения: 24.05.2022).

10. Какова роль технологий в восстановлении авиационного транспорта? // Деловой авиа- ционный портал. 2021. 22 октября. URL: http://www.ato.ru/content/kakova-rol-tehnologiyv-vosstanovlenii-aviacionnogo-transporta (дата обращения: 24.05.2022).

11. Влияние пандемии на развитие финансового рынка: российский и международный опыт: монография / под ред. Т. В. Никитиной. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2022. 107 с.


Рецензия

Для цитирования:


Байдукова Н.В., Бовкун Н.В. Экосистемная динамика развития бизнеса на воздушном транспорте в цифровую эпоху. Экономика и управление. 2022;28(6):576-583. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-576-583

For citation:


Baydukova N.V., Bovkun N.V. Ecosystem dynamics of air transport business development in the digital age. Economics and Management. 2022;28(6):576-583. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-576-583

Просмотров: 31


ISSN 1998-1627 (Print)