Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Особенности государственной поддержки женского предпринимательства в России: барьеры и возможности

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-404-413

Аннотация

Цель. Разработать предложения по повышению эффективности государственной политики в направлении женского предпринимательства в Российской Федерации (РФ). Задачи. Выявить специфику женского предпринимательства в России; определить основные барьеры и проблемы, характерные для российских женщин-предпринимателей; проанализировать существующие программы государственной поддержки женского предпринимательства в РФ, их полноту и эффективность реализации.

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности развития женского предпринимательства в России. В контексте исследования, проведенного в формате электронного опроса 35 женщин-респондентов в марте 2021 г., занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в шести городах (Москве, СанктПетербурге, Сочи, Владивостоке, Ярославле, Сургуте), выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, угрозы и возможности для женского предпринимательства в условиях пандемии коронавируса COVID-19, а также дана оценка уровня государственной поддержки со стороны опрошенных.

Результаты. Установлено, что главными препятствиями для женщин при построении собственного бизнеса в России стали проблемы финансирования, первоначальных вложений и поиска инвесторов, проблемы слабого развития бизнес-образования и финансовой грамотности, а также высокие административные барьеры и недостаточность государственной поддержки. Кроме того, установлена высокая способность женщин в бизнесе к адаптации. Об этой их особенности свидетельствует множество ранее проведенных исследований. Но в условиях пандемии коронавируса COVID-19 навыки женщин-руководителей, способности принимать верные стратегические решения и грамотно управлять в кризисных ситуациях вышли на первый план.

Выводы. С учетом выявленных барьеров в развитии женского предпринимательства существующая государственная поддержка в данном направлении представляется недостаточно эффективной. В рамках решения этой проблемы можно предложить следующие меры: создание общероссийского образовательного центра для женщин-предпринимателей с региональными филиалами во всех крупных городах нашей страны; введение в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства понятия «женское предпринимательство» и формирование специфического подразделения в Министерстве экономического развития РФ; установление режима налоговых каникул для одиноких и многодетных матерей, которые ведут бизнес в небольших городах и сельской местности.

Об авторе

К. Д. Федорчук
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Камила Дмитриевна Федорчук, аспирант кафедры экономики инноваций

119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46



Список литературы

1. Женское предпринимательство // Опора России: общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.opora.ru (дата обращения: 07.12.2021).

2. Корсун Т. А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 9. С. 106–114. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-106-114

3. Rinaldi A., Tagliazucchi G. Women entrepreneurs in Italy: a prosopographic study // Business History. 2021. Vol. 63. No. 5. P. 753–775. DOI: 10.1080/00076791.2019.1642325

4. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 75–84.

5. Алгада Х. Женское предпринимательство как предмет научных исследований // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 5–12. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_5

6. Lagerberg F. Women in business: the path to leadership: International Business Report // Grant Thornton International Business Report 2015. London: Grant Thornton International Ltd, 2015. 20 p. URL: https://www.grantthornton.global/globalassets/1.-member-firms/global/insights/ibr-charts/ibr2015_wib_report_final.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

7. Пиньковецкая Ю. С. Развитие женского предпринимательства в России: управленческий анализ // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). C. 122–131. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-122-131

8. Индекс женской предпринимательской активности. 6 волна // НАФИ. 2019. 19 ноября. URL: https://nafi.ru (дата обращения: 12.12.2021).

9. Марченко В. В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: Международная академия психологических наук, 1996. 214 с.

10. Баженов А. Ю. Женское предпринимательство – перспективный потенциал развития экономики // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 5. С. 1699–1710. DOI: 10.18334/rp/19.5.39062

11. Бессчетнова О. В., Крекова М. М., Арзамасова Е. Л. Женское предпринимательство в России: pro et contra? // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 12. С. 3059–3074. DOI: 10.18334/epp.10.12.111499

12. Уткина Н. Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1 (82). С. 17–28. DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.2

13. Верховская О. Р., Александрова Е. А., Богатырева К. А., Джелепова М. В., Шмелева Э. В. Глобальный мониторинг предпринимательства: национальный отчет. Россия, 2016–2017. СПб.: Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. 66 с.

14. Humbert A. L., Brindley C. Challenging the concept of risk in relation to women’s entrepreneurship // Gender in Management. 2015. Vol. 30. No. 1. P. 2–25. DOI: 10.1108/GM-10-2013-0120

15. Индекс предпринимательской активности женщин // Комитет по развитию женского предпринимательства «Опора России». URL: https://womanopora.ru/projects/indekspredprinimatelskoy-aktivnosti-zhenshchin/ (дата обращения: 07.12.2021).

16. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 гг.: утв. распоряжением Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 11. Ст. 1618.

17. Ильиных С. А. Предпринимательство в России: анализ факторов влияния // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 153–156.

18. Ahl H., Nelson T. How policy positions women entrepreneurs: A comparative analysis of state discourse in Sweden and the United States // Journal of Business Venturing. 2015. Vol. 30. No. 2. P. 273–291. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2014.08.002

19. Баринова В. А., Земцов С. П., Царева Ю. В. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? // Вопросы экономики. 2018. № 6. C. 92–116. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-6-92-116

20. Клецина И. С., Иоффе Е. В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. М.: Проспект, 2017. 143 с.

21. Mompreneur // Collins Online Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/mumpreneur (дата обращения: 07.12.2021).

22. Симонова Е. В. Женское предпринимательство как фактор роста экономики России // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 2 (44). С. 177–183.

23. Coleman S. Gender, entrepreneurship, and firm performance: Recent research and considerations of context // Connerley M., Wu J., eds. Handbook on Well-Being of Working Women. Dordrecht: Springer-Verlag, 2016. P. 375–391. DOI: 10.1007/978-94-017-9897-6_22

24. Mari M., Poggesi S., De Vita L. Italian women entrepreneurs: an empirical investigation // 28 Annual Conference of the British Academy of Management, September 9–11, 2014. Belfast: British Academy of Management (BAM), 2014. 31 p.

25. Женщины и мужчины России, 2016: стат. сборник. М.: Росстат, 2016. 208 с. URL: https://gks.ru/bgd/regl/B16_50/Main.htm (дата обращения: 07.12.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Федорчук К.Д. Особенности государственной поддержки женского предпринимательства в России: барьеры и возможности. Экономика и управление. 2022;28(4):404-413. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-404-413

For citation:


Fedorchuk K.D. Aspects of state support for women’s entrepreneurship in Russia: obstacles and opportunities. Economics and Management. 2022;28(4):404-413. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-404-413

Просмотров: 482


ISSN 1998-1627 (Print)