Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Туриндустрия России: последствия пандемии COVID-19

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-1-52-60

Аннотация

Цель. Статистическая оценка масштаба негативного воздействия пандемии на основные показатели туриндустрии Российской Федерации (РФ).

Задачи. Показать динамику ключевых показателей туристской отрасли до и во время пандемии; дать оценку влияния кризиса на деятельность туристских фирм; сопоставить объем средств, полученных от реализации туристского продукта, в регионах России до и во время пандемии; оценить статистическую значимость изменения средств от реализации туристского продукта в расчете на одну фирму до и во время пандемии по федеральным округам России.

Методология. В статье приведены и проанализированы сведения Федеральной статистической службы об основных показателях деятельности организаций туриндустрии в России в период с 2017 по 2020 г. Источником информации о деятельности турфирм в субъектах РФ послужила витрина данных Федеральной службы государственной статистики. В процессе исследования автором статьи применены методы группировки, вариации, структурный и динамический анализ данных. В целях получения региональных сведений соответствующий анализ проведен в 2019–2020 гг. в 85 субъектах РФ. Проверка гипотезы о нормальности распределения данных осуществлена на основе критерия Шапиро-Уилка. Проверка гипотезы о существенности различий показателей туристской деятельности до и во время пандемии выполнена с применением непараметрического критерия Вилкоксона, так как характер распределения данных отличался от нормального.

Результаты. Установлено, что кризис, связанный с пандемией, отрицательно отразился на всех ключевых показателях туристской отрасли. Произошло существенное сокращение рабочих мест, нарушен характер сезонности, свойственный «здоровому» этапу развития туриндустрии. Самый большой спад численности работников наблюдается в летние месяцы 2020 г. Влияние кризиса на среднюю заработную плату проявляется в том, что, во-первых, в апреле 2020 г. произошел значительный ее спад, во-вторых, в период кризиса колебания уровня средней заработной платы внутри года стали более существенными. Карантинные мероприятия способствовали уходу с рынка туристских услуг России 227 фирм, снижению числа туристских поездок в 3,7 раза, сокращению средств, поступающих от реализации туристского продукта, на 54,4 %. В статье представлены результаты оценки статистической значимости изменения средств от реализации туристского продукта в расчете на одну фирму до и во время пандемии по федеральным округам России.

Выводы. Влияние пандемии выражено в сломе тенденций развития туризма, которые предшествовали ей, создали предпосылки для реструктуризации отрасли и создания новых тенденций. В целях преодоления последствий пандемии в сфере туризма необходим комплекс мер, а также требуются совместные действия государства и предприятий туризма.

Об авторе

В. В. Нарбут
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Виктория Викторовна Нарбут - кандидат экономических наук, доцент департамента бизнес-аналитики.

125993, Москва, Ленинградский пр., д. 49, SPIN-код 7553-9995



Список литературы

1. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма – 2020 // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 23.11.2021).

2. Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма – 2021 // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 23.11.2021).

3. Ханина А. В. Пандемия COVID-19 и санкции: oсобенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 3 (95). С. 199–208. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-3-199-208

4. Логунцова И. В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 80. С. 49–65. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10063

5. Буторов С. А., Каныгина О. М. Пандемия COVID-19 и ее влияние на мировую туристическую индустрию // Сервис Plus. 2020. Т. 14. № 4. С. 31–38. DOI: 10.24411/2413-693X2020-10404

6. Швец И. Ю. Глобальное и локальное влияние COVID-19 на сферу туризма // Экономический вестник ИПУ РАН. 2021. Т. 2. № 2. С. 17–25. DOI: 10.25728/econbull.2021.2.2-shvets

7. Тарасенко Э. В., Розанова Т. П., Ильина Е. Л., Кошелева А. И., Латкин А. Н. Tрансформация международного гостиничного бизнеса в эпоху COVID-19: новые риски и возможности на примере гостиничных групп // Региональная экономика и управление: электр. науч. журнал. 2021. № 1 (65). С. 12. URL: https://readera.org/transformacijamezhdunarodnogo-gostinichnogo-biznesa-v-jepohu-covid-19novye-143176156 (дата обращения: 23.11.2021).

8. Розничная торговля, услуги населению, туризм // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 23.11.2021).

9. Sigala M. Tourism and COVID-19: Impacts and implications for advancing and resetting industry and research // Journal of Business Research. 2020. Vol. 117. P. 312–321. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.06.015

10. Кощеев Д. А., Исопескуль О. Ю. Функционирование туристского сектора в условиях карантина при пандемии: проблемы и решения // Региональные исследования. 2021. № 2 (72). C. 61–73. DOI: 10.5922/1994-5280-2021-2-6

11. Морозов М. М. Антикризисный менеджмент в индустрии туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т. 6. № 4. С. 19–27. DOI: 10.18413/2408-9346-2020-6-4-0-3

12. Оборин М. С. Тенденции антикризисного управления в сфере туризма // Сервис Plus. 2021. Т. 15. № 3. С. 3–11. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-3-11

13. Оборин М. С. Последствия влияния пандемии COVID-19 на мировой туризм // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 1 (93). С. 47–58. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-47-58

14. Симонян Г. А., Сарян А. А. О влиянии пандемии коронавируса на туризм // Современная научная мысль. 2020. № 2. С. 158–164.

15. Сарафанова А. Г., Сарафанов А. А. Туристская отрасль и пандемия COVID-19: влияние и последствия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. № 7 (201). С. 49–60. DOI: 10.46554/1993-0453-2021-7-201-49-60

16. Hall M. C., Scott D., Gössling S. Pandemics, transformations and tourism: be careful what you wish for // Tourism Geographies. 2020. Vol. 22. No. 3. P. 577–598. DOI: 10.1080/14616688.2020.1759131

17. Матраева Л. В., Васютина Е. С., Саакян А. О. Перспективы развития мировой и отечественной туристской отрасли: каким будет туризм после COVID-19? // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122). С. 648–655. DOI: 10.34925/EIP.2020.122.9.126


Рецензия

Для цитирования:


Нарбут В.В. Туриндустрия России: последствия пандемии COVID-19. Экономика и управление. 2022;28(1):52-60. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-1-52-60

For citation:


Narbut V.V. Russian tourism industry: consequences of the COVID-19 pandemic. Economics and Management. 2022;28(1):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-1-52-60

Просмотров: 550


ISSN 1998-1627 (Print)