Инновационный рост виртуальной экономики: смена регулятивной парадигмы
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-576-592
Аннотация
Цель. Структурировать понимание инновационного роста виртуальной экономики в рамках регуляционного подхода с точки зрения эволюции регулятивных механизмов.
Задачи. Выявить основные условия и элементы виртуальной экономики; уточнить определение виртуальной экономики; определить основные сущностные характеристики инновационного роста виртуальной экономики; сформировать многомерную матрицу измерительных инструментов для оценки инновационного роста виртуальной экономики в рамках регуляционного подхода.
Методология. На основе методов научного анализа и синтеза, сравнительного и системного подхода рассмотрено отражение инновационного роста в эволюции регулятивных механизмов, определяющих экономическое поведение.
Результаты. Ускорение процессов виртуализации экономики в период пандемии 2020–2021 гг. обострило потребность экономической науки в анализе путей и направлений инновационного роста экономики с учетом нематериальных, прежде всего виртуальных факторов, в которые входят традиционные символические компоненты, реализуемые на базе цифровых инструментов. Проведенный анализ позволил выявить четыре основных измерения, определяющих направления инновационного роста виртуальной экономики: адаптацию к новым категориям субъектов, вплоть до персонификации на основе больших данных; развитие новых поведенческих моделей; развитие институтов и экосистем; приоритет содержательного требования к гармонии и эстетике со стороны пользователей.
Выводы. Изучение многомерной модели инновационного роста виртуальной экономики предоставит возможность совершенствовать как принятие решений индивидуальных и групповых субъектов, так и регулятивные механизмы, применяемые государством.
Об авторах
Н. Н. ПокровскаяРоссия
Покровская Надежда Николаевна кандидат экономических наук, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами; профессор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью; профессор кафедры инновационного менеджмента
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5
nnp@spbstu.ru
Д. В. Голохвастов
Россия
Голохвастов Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, независимый исследователь
М. Ю. Абабкова
Россия
Абабкова Марианна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
Список литературы
1. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т. 1. М.: НПО «Алгон», 1997. 415 с.
2. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton: Princeton University Press, 1962. 416 p.
3. Ryle G. The concept of mind. Chicago: University of Chicago Press, 1949. 334 p.
4. Scheffler I. Conditions of Knowledge: An Introduction to Epistemology and Education. Chicago: University of Chicago Press, 1978. 207 p.
5. Бойко С. В., Покровская Н. Н. Социальное прогнозирование и проблемы будущего // Научная мысль. 2021. Т. 15. № 1-1 (39). С. 27–35.
6. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. London: Heinemann, 1974. 507 p.
7. Слободской А. Л. Влияние понятийного аппарата на адекватность подхода к управлению наемным трудом // Управление персоналом: сб. тр. конф. СПб.: Инфо-да, 2015. С. 30–34.
8. Покровская Н. Н. Динамика критериальных моделей и ценностно-смысловых шкал в регулятивных механизмах инновационного роста экономики // Вестник Санкт-Петер бургского государственного экономического университета. Серия: Экономика. 2014. № 2 (69). С. 100–108.
9. Wei F., Pokrovskaia N. N. Digitizing of regulative mechanisms on the Masterchain platform for the individualized competence portfolio // Proceedings of 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations). N. Y.: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2017. P. 73–76.
10. Parker G. G., Van Alstyne M. W., Sangeet P. Ch. Platform Revolution: How Networked Mar kets Are Transforming the Economy – and How to Make Them Work for You. N. Y.: W. W. Norton & Company, 2016. 352 p.
11. Клечиков А. В. Торговые агрегаторы и развитие цифровой экономики в России: нормативные и институциональные проблемы // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6. № 5. С. 33–38.
12. Бойко С. В., Гарин А. К., Покровская Н. Н. Игровые валюты как ценностно-регулятивный механизм в условиях цифровизации коммуникаций // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Политех-пресс, 2020. С. 58–64.
13. Храмова Н. Н. Агрегаторы новостей как журналистика будущего // Медиасреда. 2017. № 12. С. 48–52.
14. Кирьянов А. Е., Масюк Н. Н., Захаров А. М. Агрегаторы такси как инфраструктурные трансформирующие технологии (драйверы) цифровой экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. № 3 (32). С. 175–179. DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0038
15. Голохвастов Д. В., Покровская Н. Н., Смирнов П. Д. Системные нормативные регуляторы поведения рыночных агентов в условиях экономики знаний // Социология и право. 2014. № 4 (26). С. 12–23.
16. Брусакова И. А., Заозерская Н. И., Карпов К. А., Косухина М. А., Кузьмина А. Д., Покровская Н. Н., Райчук Ю. А., Шпаковская И. А. Digital transformation of business and new economic models (Цифровая трансформация бизнеса и новые экономические модели): учеб. пособие. СПб.: ЛЭТИ, 2021. 144 с.
17. Brusakova I. Cognitive technologies of information managements of business processes of the digital enterprises // International Journal of Advanced Information Science and Technology. 2016. Vol. 5. No. 1. P. 73–76. DOI: 10.15693/ijaist/2016.v5i1.73-76
18. Половян А. В., Полшкова М. Ю. Оценка эффективности функционирования электронного бизнеса в контексте инновационного развития информационных технологий // Вести Автомобильно-дорожного института. 2021. № 2 (37). С. 70–78.
19. Ильина И. А., Покровская Н. Н., Хашковский А. В. Взаимодополняемость биполярных проблем: интернет-аддикция и маркетинговая коммуникация // Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов: сб. ст. первой Национальной науч.-практ. конф., 2020. С. 130–136.
20. Абабкова М. Ю., Аль Хадж Б. Б. Х. Влияние брендинга на осведомленность потребителей // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Инженеры смыслов: трансформация компетенций и мировые вызовы коммуникационной отрасли: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Политех-пресс, 2021. С. 14–18.
21. Покровская Н. Н., Тюлин А. В. Психологические вопросы формирования регулятивных механизмов в цифровой среде // Технологии в инфосфере. 2021. Т. 2. № 2 (3). С. 106–125. DOI: 10.48417/technolang.2021.02.11
22. Многогранность современной пандемической реальности: коллективная монография / под ред. Е. С. Вылковой. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация вузов, 2021. 300 с.
23. Sveiby K. E. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Knowledge-based Assets. San Francisco: Berrett-Koehler, 1997. 275 p.
24. Слободской А. Л., Теребкова Т. А., Гарин А. К. Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении // Наука о данных: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 287–289.
25. Голохвастов Д. В., Абабкова М. Ю., Ильина И. А. Социально-коммуникационный подход к анализу изменения трудового поведения экономических агентов // Вестник Евра зийской науки. 2020. Т. 12. № 4. С. 33.
26. Nelson J. W. Virtual Property Problem: What Property Rights in Virtual Resources Might Look like, How They Might Work, and Why They Are a Bad Idea [Электронный ресурс] // McGeorge Law Review. 2010. Vol. 41. No. 2. P. 281–309. URL: https://scholarlycommons.pacific.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1235&context=mlr (дата обращения: 20.07.2021).
27. Величковский Б. Б., Гусев А. Н., Виноградова В. Ф., Арбекова О. А. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 5–20. DOI: 10.17759/exppsy.2016090102
28. Маршалко Р. Источники заработка: как развивалась экономика в видеоиграх [Электронный ресурс] // DTF. 2020. 24 сентября. URL: https://dtf.ru/gameindustry/216748-istochniki-zarabotka-kak-razvivalas-ekonomika-v-videoigrah (дата обращения: 20.07.2021).
29. Покровская Н. Н., Гарин А. К. Партиципативное конструирование коммуникационного пространства: инди-игра Minecraft как реализация концепции распределенных сетей // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. Р. Тростинской. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. С. 104–108.
30. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 2. С. 143–172. DOI: 10.17323/1996-7845-2018-02-07
31. Брусакова И. А. Методы и модели оценки зрелости инновационной структуры // Управ ленческие науки. 2019. Т. 9. № 3. С. 56–62. DOI: 10.26794/2404-022X-2019-9-3-56-62
32. Вэй Ф., Покровская Н. Н. Цифровые технологии в сельском и лесном хозяйстве и опыт отраслевых взаимодействий России и Китая // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. науч. тр. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. С. 353–359.
33. Krumm S., Kanthak J., Hartmann K., Hertel G. What does it take to be a virtual team player? The knowledge, skills, abilities, and other characteristics required in virtual teams // Human Performance. 2016. Vol. 29. No. 2. P. 123–142. DOI: 10.1080/08959285.2016.1154061
34. Абдрахманова Г. А., Демьянова А. В., Ковалева Г. Г., Коцемир М. Н., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Утятина К. Е. Индикаторы цифровой экономики: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. 124 с.
35. Капица С. И., Покровская Н. Н., Гарин А. К. Игровые регулятивные механизмы в геймификации цифрового образования и передачи знаний // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Инженеры смыслов: трансформация компетенций и мировые вызовы коммуникационной отрасли: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Политех-пресс, 2021. С. 167–175.
36. Россия и мир во время и после пандемии COVD-19: вызовы и возможности: коллективная монография / отв. ред. Е. С. Вылкова. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация вузов, 2020. 274 c.
37. Стригин А. Гейм-драйв на удаленке. Производство игр стало стабильно развивающейся отраслью экономики [Электронный ресурс] // Российская газета – Экономика Северо-Запада. 2021. 6 апреля. URL: https://rg.ru/2021/04/06/reg-szfo/proizvodstvo-igr-stalo-stabilno-razvivaiushchejsia-otrasliu-ekonomiki.html (дата обращения: 20.07.2021).
38. Новиков В. С. Исследование норм институциональной среды виртуальной экономики // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 33 (1). С. 164–170. DOI: 10.24412/2309-4788-2021- 10849
39. Покровская Н. Н. Эволюция моделей труда в контексте цифровых технологий // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. науч. тр. XXIV Междунар. науч. и учебно-практ. конф. В 3 ч. Ч. 3. СПб.: Политех-пресс, 2020. С. 369–376.
40. Ferrell J., Kline K. Facilitating trust and communication in virtual teams [Электронный ресурс] // People and Strategy. 2018. Vol. 41. No. 2. P. 30–35. URL: https://www.nxtbook.com/ygsreprints/HRPS/hrps_41_2_2018/index.php?startid=30#/p/30 (дата обращения: 20.07.2021).
41. Абабкова М. Ю., Покровская Н. Н. Цифровая экономика знаний и будущее рынка труда как факторы эволюции когнитивной модели Университета 4.0 // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сб. тр. III Национальной науч.-метод. конф. / под ред. И. А. Максимцева, В. Г. Шубаевой, Л. А. Миэринь. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 5–12.
42. Рост числа фрилансеров в России оценили в 76 % [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 24 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4627662 (дата обращения: 20.07.2021).
43. Asanov I., Mavlikeeva M. Can Group Identity Explain Gender Gap in Recruitment Process? [Электронный ресурс] // Beiträge zur Jahrestagung des Vereins für Socialpolitik 2020: Gender Economics. Kiel, Hamburg: ZBW – Leibniz Information Centre for Economics. 2020. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/224647/1/vfs-2020-pid-40525.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
44. Pokrovskaia N. N. Leisure and entertainment as a creative space-time manifold in a post-modern world // Ozturk R. G. Handbook of Research on the Impact of Culture and Society on the Entertainment Industry. Hershey, PA: IGI Global, 2014. P. 21–38.
45. Pokrovskaia N., Margulyan Ya., Bulatetskaia A., Snisarenko S. Intellectual analysis for educational path cognitive modeling: digital knowledge for post-modern value creation // Wisdom. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 69–76. DOI: 10.24234/wisdom.v14i1.305
46. Standing G. The Precariat: The New Dangerous Class. London, New York: Bloomsbury Academic, 2011. 208 p.
47. Шкаратан О. И., Карачаровский В. В., Гасюкова Е. Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994–2013) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 99–110.
48. Покровская Н. Н. Ресурс времени в трудовых отношениях (график работы и нормативная культура работников) // Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 31–37.
49. Kovalenko E. V., Rozentsvaig A. I., Bakhteeva E. I., Soshnikova I. V., Sherpaev V. I., Novi kova Yu. A. The Development of Remote Workers with Disability for Entrepreneurship System // Journal of Entrepreneurship Education. 2020. Vol. 23.No. 1. P. 1–10.
50. Покровская Н. Н., Бурова Н. В., Коноплянник Т. М. Формы занятости высококвалифицированных специалистов промышленности: влияние прекаризации на интеллектуальный капитал // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона: сб. докл. XVIII Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. Т. 1. С. 95–98.
51. Yakobovitch D. The Future of Work Is Remote and Distributed Our Digital First society has been accelerated by COVID-19 [Электронный ресурс] // The StartUP. 2020. Apr. 29. URL: https://medium.com/swlh/futureofwork-remote-distributed-covid19-2608bc5c76ac (дата обращения: 20.07.2021).
52. Theurer C. P., Tumasjan A., Welpe I. M. Contextual work design and employee innovative work behavior: When does autonomy matter? // PLoS ONE. 2018. Vol. 13. No. 10. e0204089. DOI: 10.1371/journal.pone.0204089
53. Каланов Г., Дубковская В. Трейдеры с Reddit разоряют шортистов на акциях GameStop. Что происходит? [Электронный ресурс] // Rbc.ru. 2021. 28 января. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/601281b09a7947c3df186842 (дата обращения: 20.07.2021).
54. Абабкова М. Ю. Паратекстуальная реклама как инструмент продвижения брендов // Актуальные проблемы современной политической науки: сб. науч. тр. СПб.: Санкт-Петер бургский политехнический университет Петра Великого, 2020. Вып. 15. С. 62–68.
55. Абабкоjесс, 2020. С. 9–14.
56. Клечиков А. В., Пряников М. М., Чугунов А. В. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 12. С. 123–129.
57. Абабкова М. Ю., Леонтьева В. Л., Покровская Н. Н. Развитие нейрокоммуникационных и когнитивных технологий для сжатия социального пространства в моменты кризисной изоляции // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 4. С. 24.
58. Сарханянц К. Epic Games подала в Еврокомиссию жалобу против Apple [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2021. 17 февраля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4693882 (дата обращения: 20.07.2021).
59. Гелих О. Я., Левицкая А. Н., Покровская Н. Н. Социологический анализ социальных установок профессионального и карьерного роста в контексте цифровой экономики и общества знаний // Социология и право. 2020. № 3 (49). С. 12–24. DOI: 10.35854/2219-6242-2020-3-12-24
60. Unger R. M. Knowledge economy. London: Verso, 2019. 304 p.
61. Громова Е. А. К вопросу об экспериментальных правовых режимах создания цифровых инноваций (регуляторных песочницах) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. № 3. С. 36–40. DOI: 10.14529/law190307.
62. Пискарев Д. М., Слепов В. А. Методика управления риском возникновения необоснованных экономических привилегий с помощью коэффициента чувствительности цифровой экспериментальной среды // Финансовые рынки и банки. 2020. № 5. C. 19–23.
63. Щеглов К. А., Щеглов А. Ю. Метод реализации «песочницы» для потенциально опасных программ // Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2017. Т. 60. № 10. C. 940–944. DOI: 10.17586/0021-3454-2017-60-10-940-944
64. Покровская Н. Н. Рациональность экономического поведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. Т. 9. № 46. С. 128–137.
65. Baumol W. On the Theory of the Expansion of the Firm // The American Economic Review. 1962. Vol. 52. No. 5. P. 1078–1087.
66. Брусакова И. А. Инструменты системного анализа эффективности деятельности цифрового предприятия // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. науч. тр. XIX Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. С. 16–21.
67. Brusakova I. A., Kosuhina M. A. The fuzzy logic method for innovation performance measurement // Proceedings of the 18th International Conference on Soft Computing and Measurements (SCM). (St. Petersburg, May 19-21, 2015). New York: IEEE, 2015. P. 291–293. DOI: 10.1109/SCM.2015.7190487
68. Покровская Н. Н., Бойко С. В. Цифровая экономика знаний и социальный рейтинг как формы реиндустриализации экономики и общества // Научная мысль. 2020. Т. 14. № 4-1 (38). С. 41–48.
69. Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety: Experiencing Flow in Work and Play. San Francisco: Jossey-Bass, 1975. 264 p.
70. Авакова Э. Б., Покровская Н. Н. Социологический анализ инновационной деятельности как креативизации рутины и рутинизации творческого труда // Известия Санкт-Петер бургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 83–89.
71. Grant C. A., Wallace L. M., Spurgeon P. C. An exploration of the psychological factors affecting remote e-worker’s job effectiveness, well-being and work-life balance // Employee Relations. 2013. Vol. 35. No. 5. P. 527–546. DOI: 10.1108/ER-08-2012-0059
72. Elliott S. Improving Productivity for Remote and Distributed Work Forces [Электронный ресурс] // Entrepreneur. 2020. May 27. URL: https://www.entrepreneur.com/article/350724 (дата обращения: 20.07.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Покровская Н.Н., Голохвастов Д.В., Абабкова М.Ю. Инновационный рост виртуальной экономики: смена регулятивной парадигмы. Экономика и управление. 2021;27(8):576-592. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-576-592
For citation:
Pokrovskaia N.N., Golohvastov D.V., Ababkova M.Yu. Innovative Growth of the Virtual Economy: A Regulatory Paradigm Shift. Economics and Management. 2021;27(8):576-592. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-576-592