Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Экономические аспекты модернизации судов, эксплуатируемых на Северном морском пути

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-471-478

Аннотация

Цель. Разработать методический инструментарий оценки экономических аспектов модернизации судов, эксплуатируемых на Северном морском пути.
Задачи. Рассмотреть проблему экономического обоснования модернизации и повышения эффективности транспортных грузовых судов смешанного плавания, эксплуатируемых на Северном морском пути. Разработать алгоритм и методику оценки экономических аспектов модернизации судов, эксплуатируемых на Северном морском пути. Определить экономический эффект от повышения класса Регистра модернизируемых речных судов.
Методы. Разработан алгоритм экономической оценки модернизации судов речного и морского флота, включающий в себя построенные математические модели повышения класса судна и прогнозирования чистого дохода.
Результаты. Выполнена оценка экономической целесообразности повышения класса Регистра модернизируемых судов типов «Омский» и «Сибирский», которые в перспективе могут повысить уровень своей конкурентоспособности и продолжать с высокой экономической эффективностью эксплуатироваться на Северном морском пути, обеспечивая «северный завоз». Сформирован финансовый профиль инвестиционных проектов модернизации рассматриваемых типов судов.
Выводы. Проведение работ по модернизации и повышению класса Регистра речных судов, а также судов смешанного плавания, является перспективным направлением пополнения современными грузовыми судами отечественного флота, эксплуатируемого на трассах Северного морского пути, в частности при осуществлении «Северного завоза». Выполненная экономическая оценка модернизации судна типа «Сибирский» по разработанному алгоритму подтверждает экономическую целесообразность проведения подобных работ по обновлению судов смешанного плавания.

Об авторах

С. С. Марченко
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Россия

Марченко Сергей Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления судостроительным производством

190121, Санкт-Петербург, Лоцманская ул., д. 3



Л. Э. Мамедова
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Россия

Мамедова Лейла Эльдар гызы, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления судостроительным производством

190121, Санкт-Петербург, Лоцманская ул., д. 3



М. Е. Гоголюхина
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Россия

Гоголюхина Мария Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления судостроительным производством

190121, Санкт-Петербург, Лоцманская ул., д. 3



Список литературы

1. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2020/11/24/01/Стратегия_Арктика_2035.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

2. Акватория Северного морского пути [Электронный ресурс] // Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация Северного морского пути». URL: http://www.nsra.ru/ru/ofitsialnaya_informatsiya/granici_smp.html (дата обращения: 20.04.2021).

3. Solvang H. B., Karamperidis S., Valantasis-Kanellos N., Song D. W. An exploratory study on the Northern Sea Route as an alternative shipping passage // Maritime Policy and Management. 2018. Vol. 45. No. 4. P. 495–513. DOI: 10.1080/03088839.2018.1446104

4. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Вопросы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов» от 20 декабря 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/mM6mGCtzxuYUpcw6S3ZGAnVR0bqOmz2c.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

5. Котляр М. Руководство Суэцкого канала назвало капитана Ever Given виновным в аварии [Электронный ресурс] // РБК. 2021. 25 мая. URL: https://www.rbc.ru/society/25/05/2021/60acf8c79a79477a270ef8dd (дата обращения: 26.05.2021).

6. Тезиков А. Л., Ольховик Е. О. Исследование факторов, влияющих на продолжительность навигации в акватории Северного морского пути // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2020. Т. 12. № 4. С. 734– 744. DOI: 10.21821/2309-5180-2020-12-4-734-744

7. Kirchner S. Beyond the Polar Code: Enhancing Seafarer Safety along the Northern Sea Route // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2018. Vol. 11. No. 3. P. 365–373. DOI: 10.17516/1997-1370-0230

8. Бабурина О. Н., Ботнарюк М. В., Кондратьев С. И. Интеллектуальные проблемы реализации дорожной карты развития морской отрасли России («MARINET») в рамках национальной технологической инициативы // Морские интеллектуальные технологии. 2018. № 3–1 (41). С. 190–198.

9. Евдокимов Г. П., Высоцкая Н. А. Судоходство в Арктике и государственная программа развития судостроения в РФ на 2015–2030 гг. // Морской сборник. 2014. № 5. С. 54–59.

10. Размерная модернизация и переоборудование судов. Л.: Судостроение, 1977. 192 с.

11. Селин В. С., Козьменко С. Ю. Экономические и оборонные факторы в развитии Северного морского пути // Морской сборник. 2015. № 4 (2017). С. 39–43.

12. Milaković A. S., Gunnarsson B., Balmasov S. [et al.]. Current status and future operational models for transit shipping along the Northern Sea Route // Marine Policy. 2018. Vol. 94. P. 53–60. DOI: 10.1016/j.marpol.2018.04.027

13. Zhura S., Ershova I., Savelev I. [et al.] Development of the Northern Sea route as the main transport logistics network: Legal perspective // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. No. 2. P. 1546–1553.

14. Theocharis D., Rodrigues V. S., Pettit S., Haider J. Feasibility of the Northern Sea Route: The role of distance, fuel prices, ice breaking fees and ship size for the product tanker market // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2019. Vol. 129. P. 111–135. DOI: 10.1016/j.tre.2019.07.003

15. Vylegzhanin A. N., Bunik I., Torkunova E. A., Kienko E. Navigation in the Northern Sea Route: interaction of Russian and international applicable law // The Polar Journal. 2020. Vol. 10. No. 2. P. 285–302. DOI: 10.1080/2154896X.2020.1844404

16. Марченко С. С., Алехин М. Ю. Экономическая оценка повышения класса Регистра модернизируемых судов // Морские интеллектуальные технологии. 2019. № 2–1 (44). С. 80–85.


Рецензия

Для цитирования:


Марченко С.С., Мамедова Л.Э., Гоголюхина М.Е. Экономические аспекты модернизации судов, эксплуатируемых на Северном морском пути. Экономика и управление. 2021;27(6):471-478. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-471-478

For citation:


Marchenko S.S., Mamedova L.E., Gogolyukhina M.E. Economic Aspects of Modernization of Vessels Operating on the Northern Sea Route. Economics and Management. 2021;27(6):471-478. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-471-478

Просмотров: 413


ISSN 1998-1627 (Print)