Концепция бережливого производства как инструмент совершенствования образовательного процесса
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-4-232-247
Аннотация
Цель. Рассмотреть подходы к организации образовательного процесса в системе общего образования в соответствии с основными принципами философии Lean, более известной в России как «философия бережливого производства», зарекомендовавшей себя в качестве эффективного инструмента выстраивания бизнес-процессов на промышленных предприятиях.
Задачи. Определить ценность, которая создается в процессе применения принципов бережливого образования в системе общего образования, описать поток создания такой ценности, ее заказчика. Руководствуясь национальными стандартами по бережливому производству и системами менеджмента качества, рассмотреть классификацию потерь, выделяемых в потоке создания ценности, выявить потери, присутствующие в образовательном процессе. Применить описываемую систему к образовательному процессу в Горчаковском лицее МГИМО.
Методология. Авторами применены эмпирические (наблюдение, измерение) и теоретические (абстрагирование, формализация и моделирование) методы исследования, а также методы группировки, сравнительного и структурно-функционального анализа.
Результаты. Доказана работоспособность авторской гипотезы о том, что анализ образовательного процесса через определение ценности для потребителя/заказчика и выявление разных типов потерь трансформирует поток создания ценности в поток «бережливого образования», который будет максимально соответствовать потребностям заинтересованных сторон. Смоделированы карты текущего и будущего состояния потока создания ценности образовательного процесса Горчаковского лицея МГИМО. Создана сравнительная классификация видов потерь в производственном и образовательном процессах. Приведены результаты апробации гипотезы в образовательном процессе указанного лицея.
Выводы. Применение философии Lean (концепции бережливого производства) может оказать влияние на улучшение разных типов деятельности, в том числе и образовательной. В статье описаны доказательства этого через определение и выстраивание потока создания ценности в соответствии с запросами всех заинтересованных сторон образовательного процесса, а также идентификацию потерь в способах и процессах передачи информации и дальнейшего оценивания сформировавшихся знаний и умений у обучающихся.
Об авторах
Р. И. КотовРоссия
Котов Роман Игоревич, проректор по педагогическим программам, среднему общему и профессиональному образованию
119454, Москва, пр. Вернадского, д. 76
К. В. Белыш
Россия
Белыш Ксения Викторовна, кандидат экономических наук, ведущий эксперт отдела информационно-технического сопровождения
143005, Московская область, г. Одинцово, Ново-Спортивная ул., д. 3
Список литературы
1. Спенсер-Кейс Д., Лукша П., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] // Московская школа управления СКОЛКОВО, Global Educational Futures, 2020. 186 с. URL: http://www.imc-eduekb.ru/downloads/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D1%8B/obrazovatel_nye_jekosistemy.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
2. Zaber M. A., Karoly L. A., Whipkey K. Reimagining the workforce development system for the 21st century and beyond // Rand corporation. 2019. P. 1–56. DOI:10.7249/RR2768
3. Белыш К. В. Бережливое производство на российских промышленных предприятиях // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 20. С. 155–165.
4. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 473 c.
5. Маскелл Б., Баггал Б. Практика бережливого учета. Управленческий, финансовый учет и система отчетности на бережливых предприятиях / пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2013. 384 с.
6. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства / пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2012. 194 с.
7. Вумек Дж., Джонс Д., Рус Д. Машина, которая изменила мир. Мн.: Попурри, 2007. 384 c.
8. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 400 с.
9. Белыш К. В. Организация бережливого производства на промышленных предприятиях // От эффективных лин-процессов – к идеалам производственной системы: сб. ст. Междунар. лин-конф. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2015. С. 107–111.
10. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, 2005. 144 с.
11. ГОСТ Р 56020–2014. Бережливое производство. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2014. 33 с.
12. ГОСТ Р 52614.2–2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001–2001 в сфере образования [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=129002 (дата обращения: 10.03.2021).
13. Монтессори М. После 6 месяцев уже поздно. Помоги мне сделать это самому: статьи, советы, рекомендации. М.: Карапуз, 2014. 255 с.
14. Белыш К. В., Давыдова Н. С. Алгоритм составления карты потока создания ценности на промышленном предприятии // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2015. Т. 25. Вып. 1. С. 7–13.
Рецензия
Для цитирования:
Котов Р.И., Белыш К.В. Концепция бережливого производства как инструмент совершенствования образовательного процесса. Экономика и управление. 2021;27(4):232-247. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-4-232-247
For citation:
Kotov R.I., Belysh K.V. The Concept of Lean Manufacturing as a Tool for Improving the Process of Education. Economics and Management. 2021;27(4):232-247. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-4-232-247