Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Творчество как необходимый элемент развития предпринимательских компетенций

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-165-174

Аннотация

Цель. Изучение, разработка теоретической и методологической основы понимания феномена творчества, креативности, его роли в развитии предпринимательских компетенций.

Задачи.Концептуализация категории «предпринимательское творчество» как необходимого элемента развития предпринимательских компетенций и исследование его значения для ин-новационно-проектной деятельности в современной экономической парадигме.

Методология. В основе исследования — трансдисциплинарная установка, сочетающая философско-этические положения теории синергетики, метаэтики, семантических теорий, на  которых базируются научные изыскания в области теории предпринимательства. Исследование построено на методологическом подходе, обеспечивающем синтез методологии индивидуального и целого, позволяющий расширить проблемное поле развития теории предпринимательства в соответствии с интерсубъективной природой экономической реальности и  иррационального компонента предпринимательского поведения.

Результаты. Отстраненность от практического интереса должна превратить интеллектуальные пределы в беспредельные возможности предпринимательского творчества. Иррациональность в логике, находящаяся за пределами разума и противоречащая логике, обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному. Представляется, что всякая инновационная задача может быть решена иначе, как в плоскости исключительно рационального. Задача теории предпринимательства сводится к тому, чтобы объединить рациональное и иррациональное на базе нового методологического принципа и в соответствии с законами, если таковые имеются.

Выводы.В современном русском языке усиливается тенденция взаимозаменяемости слов «творчество» и «креативность» за счет слияния их семантических полей. Тем не менее семантический анализ показывает, что они отличаются друг от друга и образуют разные образцы словосочетаний. Метаязыковая рефлексия требует усилить оппозицию «творчество  — креативность». Креативность ассоциируется с нестандартными решениями или девиантными поведенческими особенностями, а для новаторской деятельности важно первичное значение творчества — создание нового, ранее не существовавшего. Созидательное разрушение, являющееся следствием реализации творческой новаторской идеи, неизбежно приводит к изменению настоящего и конструированию будущего. В поисках конструктивного ответа на возрастающую сложность и неопределенность мирового развития необходимо разработать научную парадигму, позволяющую построить в мировоззрении предпринимателей структурные связи функционирования этики, эстетики и экономики таким образом, чтобы они способствовали выработке положительного надсистемного эффекта в  реализации инновационно-проектной деятельности. Это — важный методологический прием углубления самосознания.

Об авторе

Е. Я. Литау
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский кампус)
Россия

Литау Екатерина Яковлевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, доцент Департамента менеджмента

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д.  49а
198095, Санкт-Петербург, Промышленная ул., д. 17а



Список литературы

1. Litau E. Y.Concept of Entrepreneurship Anti-Ideology // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. Vol. 7. No 2. P. 1308–1318. DOI: 10.9770/jesi.2019.7.2(35)

2. Азарова Н. М. Креативность как слово и как концепт // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 21–30.

3. Щерба Л. В.Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 c.

4. Гайденко П. П., Леонтьев Д. А. Творчество [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/4184848 (дата обращения: 11.01.2021).

5. Креативность [Электронный ресурс] // Большая психологическая энциклопедия. URL: https://psychology.academic.ru/1001/креативность (дата обращения: 11.01.2021).

6. Krasteva A.The Relationship Creativity — Creativeness as a Complex Object of Research Studies // Knowledge — International Journal. 2018. Vol. 28. No 3. P. 945–949. DOI: 10.35120/kij2803945A

7. Богоявленская Д. Б.Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1983. 173 с.

8. Альтшуллер Г. С.Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2017. 404 с.

9. Десев Л., Брик С., Десев Н. Психология на творчеството. София: Парадигма, 2011. 446 с.

10. Torrance P. Scientific Views of Creativity and Factors Affecting Its Growth [Электронный ресурс] // Daedalus. 1965. Vol. 94. No. 3. P. 663–681. URL: https://www.cc.gatech.edu/classes/AY2018/cs4803cc_spring/research_papers/Torrance-Viewsofcreativity.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

11. Соколов М. Почему «взлетает» только 1 % стартапов — и это нормально [Электронный ресурс] // Forbes.ru. 2017. 23 марта. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/339113-pochemu-vzletaet-tolko-1-startapov-i-eto-normalno (дата обращения: 19.01.2021).

12. Литау Е. Я.Эстетика как источник развития предпринимательского творчества // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. T. 9. № 9-1. С. 330–341. DOI: 10.34670/AR.2019.90.9.030

13. Маслоу А.Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.

14. Флорида Р.Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / пер. с англ. А. Константинов. М.: Классика-XXI, 2011. 419 с.

15. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. М.: Логос, 2000. 183 с.


Рецензия

Для цитирования:


Литау Е.Я. Творчество как необходимый элемент развития предпринимательских компетенций. Экономика и управление. 2021;27(3):165-174. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-165-174

For citation:


Litau E.Ya. Creativity as a Necessary Component of Entrepreneurial Competencies Development. Economics and Management. 2021;27(3):165-174. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-165-174

Просмотров: 299


ISSN 1998-1627 (Print)