Цифровизация и информатизация общества: структурные сдвиги и их влияние на образование
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-12-1355-1359
Аннотация
Цель. Оценить влияние структурных сдвигов на систему высшего профессионального образования как важнейшего инструмента, формирующего основу и кадровое обеспечение страны.
Задачи. Выявить роль и значение факторов, провоцирующих современные структурные сдвиги в образовании, проанализировать проблемы современного цифрового поколения, изучить возможность и необходимость использования искусственного интеллекта, нейросетей в современном образовательном процессе, оценить влияние цифровизации общества на образовательный процесс.
Методология. Авторами в процессе исследования применены общенаучные аналитические методики, базирующиеся на системном подходе, позволяющие проводить анализ и выявлять взаимосвязи между изменениями в системе образования и мировыми тенденциями цифровизации, информатизации общества.
Результаты. В процессе исследования выявлено, что цифровизация и увеличение цифрового взаимодействия спровоцировали в обществе структурные сдвиги, вызвавшие ряд неоднозначных последствий.
Выводы. Система образования является базовым фундаментом для формирования в дальнейшем квалифицированного кадрового потенциала страны, и ее задача — отвечать современным тенденциям.
Об авторах
Г. А. КостинРоссия
Костин Геннадий Александрович – доктор технических наук, доцент, проректор по научной работе
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Е. А. Петрова
Россия
Петрова Екатерина Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Список литературы
1. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 // Администрация Президента России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 09.11.2020).
2. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ № 203 от 9 мая 2017 г. // Администрация Президента России: офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 09.11.2020).
3. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А. В. Кешелава. М.: ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.
4. Удахина С. В., Костин Г. А., Косухина М. А. Разработка математических моделей оценки экономической эффективности предоставления инновационных образовательных услуг с использованием IT. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2015. 152 с.
5. Вербицкий А. А., Ферапонтова Е. В., Бутовская Е. В. Личностные качества подростков и юношей в контексте нравственного выбора // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 89–102.
6. Психологические особенности поколения Z [Электронный ресурс]. URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html (дата обращения: 09.11.2020).
7. Designing the future of education and workforce [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/designing-the-future-of-education-and-workforce (дата обращения: 09.11.2020).
8. План деятельности Министерства науки и высшего образования РФ на период с 2019 по 2024 год [Электронный ресурс]: утв. Минобрнауки России 8 февраля 2019 г. // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318476/ (дата обращения: 09.11.2020).
9. Кови С. Р. 7 навыков высокоэффективных людей / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011. 374 с.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (в ред. от 31 декабря 2020 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 09.11.2020).
11. Коробейникова Е. В. Особенности рынка труда в условиях цифровой трансформации экономики // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2018. No 2. С. 95–101.
Рецензия
Для цитирования:
Костин Г.А., Петрова Е.А. Цифровизация и информатизация общества: структурные сдвиги и их влияние на образование. Экономика и управление. 2020;26(12):1355-1359. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-12-1355-1359
For citation:
Kostin G.A., Petrova E.A. Digitalization and Informatization of Society: Structural Shifts and Their Impact on Education. Economics and Management. 2020;26(12):1355-1359. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-12-1355-1359