Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 31, № 5 (2025)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

556-565 64
Аннотация

Цель. Разработка подхода к решению задач импортозамещения и достижения технологического суверенитета в России на основе активизации межорганизационного взаимодействия.

Задачи. Проанализировать направления и результаты воздействия санкций коллективного Запада на российскую экономику; раскрыть связь между санкциями и импортозамещением, а также достижением технологического суверенитета; разработать организационный механизм решения задач импортозамещения с использованием возможностей межорганизационного взаимодействия и построения стратегических альянсов компаний.

Методология. Исследование базируется на теоретических разработках в области теории менеджмента, теории экономической интеграции, а также на изучении возможностей практического применения управленческих инструментов импортозамещения и достижения технологического суверенитета в условиях санкций. Эмпирический анализ выполнен с учетом данных Росстата. Авторами использованы методы институционального анализа, контентанализа, организационного проектирования, индексный метод, специальные методы оценки эффективности, экспертный и ситуационный подходы.

Результаты. Установлено, что, помимо традиционного способа решения задач импортозамещения «сверху», который во многом исчерпал свои возможности, более продуктивным становится импортозамещение «снизу», основанное на активизации предпринимательской инициативы, путем создания межфирменных альянсов, ориентированных на импортозамещение и технологический суверенитет. Такой подход не исключает соучастия государства через партнерские отношения с межфирменными альянсами, которые могут выступить в качестве коллективного частного партнера в проектах, направленных на решение задач импортозамещения и достижения технологического суверенитета.

Выводы. В условиях геополитической напряженности и геоэкономической нестабильности, вызванных санкциями, текущее состояние производственных цепочек в российской экономике создает угрозу для устойчивости экономического развития и национальной экономической безопасности. Принятие мер по обеспечению импортозамещения и достижению технологического суверенитета в связи с этим приобретает приоритетный характер. Но такие меры, инициируемые государством, не всегда в достаточной степени результативны, поскольку не подкреплены инициативами частного сектора, что определено конфликтом экономических интересов государства (общественный интерес) и бизнеса (частный интерес). В этих условиях реализация проектов по локализации ключевых этапов производственных цепочек на территории страны возможна только при гарантиях стабильного финансирования и будущих закупок импортозамещающей продукции через активизацию межорганизационного взаимодействия.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

566-575 56
Аннотация

Цель. Определить преимущества и недостатки используемых в российской и мировой практике моделей оценки эффектов при осуществлении государственной региональной политики.
Задачи. Проанализировать российскую и зарубежную практику применения экономико-математических подходов к оценке эффектов от реализации государственной политики (эконометрические модели, балансовые модели «затраты-выпуск», вычислимые модели общего равновесия); выявить специфику и ограничения указанных подходов.
Методология. Научные положения, сформулированные в статье, получены с использованием общенаучных методов (классификации и сравнительного анализа).
Результаты. Базовые экономико-математические модели, используемые для оценки эффектов при осуществлении государственной региональной политики, — это эконометрические модели (системы одновременных уравнений и модели причинно-следственных связей), балансовые модели «затраты — выпуск» и вычислимые модели общего равновесия. Системы одновременных уравнений используют для построения интервального прогноза эндогенных переменных модели на основе известных или предполагаемых значений экзогенных переменных, характеризующих реализуемую экономическую политику. Эконометрические модели причинно-следственных связей позволяют выявить и обосновать эффекты воздействия экономических решений на эндогенные переменные модели. В балансовых моделях «затраты — выпуск» оценки эффектов связаны в основном с производственной сферой, их рассчитывают для валовых показателей выпуска и добавленной стоимости. Подобные модели легко воспроизводимы, но ограничены математической спецификацией производственной структуры экономики. К преимуществам вычислимых моделей общего равновесия можно отнести высокий уровень детализации экономической системы, возможность расчета эффектов для различных институциональных секторов и пространственных объектов.
Выводы. Для анализа структурных изменений региональной экономики при реализации мер государственной политики наиболее информативны вычислимые модели общего равновесия. В связи с этим авторы рекомендуют разработку и использование моделей данного класса при формировании финансово-экономического обоснования и оценки последствий разрабатываемых и внедряемых мер государственной региональной политики.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

576-592 39
Аннотация

Цель. Разработать алгоритм формирования стратегии цифровизации бизнес-экосистемы промышленного предприятия.
Задачи. Критический анализ предшествующих исследований и подходов к цифровизации экономических экосистем; синтез ключевых принципов цифровой трансформации, которые обеспечат возможность применения стратегии на предприятиях с различными уровнями цифровой зрелости экосистемы; обоснование предлагаемого универсального алгоритма цифровизации бизнес-экосистем на основе авторского подхода к этапам их эволюции.
Методология. Авторами применены комплексный библиографический и системный анализ, компаративный анализ и синтез в процессе исследования подходов к цифровизации бизнесэкосистем. Информационной базой послужили опубликованные статьи, проиндексированные в международных научных базах данных (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования). Для структурирования результата использована авторская разработка логики и этапности эволюции бизнес-экосистем в B2B, а также авторский интегральный подход к оценке их эффективности на основе пяти критериев.
Результаты. В качестве ключевых принципов цифровизации выделены экосистемность, коэволюция, адаптивность, совместное создание ценности, гибридный подход к платформам и учет организационно-культурных аспектов. Разработан стандартизированный алгоритм формирования стратегии цифровизации бизнес-экосистемы промышленного предприятия, состоящий из последовательных этапов: диагностики цифровой готовности, постановки стратегических целей, проектирования цифровой архитектуры, реализации цифровых решений, развития цифровой культуры и мониторинга с адаптивным управлением.
Выводы. Авторы акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к цифровой трансформации, учитывающего финансовые, технические, операционные, а также организационно-культурные, рыночные аспекты деятельности предприятия. Новизна подхода заключается в формировании унифицированного алгоритма, применимого к различным стадиям эволюции цифровых бизнес-экосистем, и разработке модели, связывающей стратегические принципы цифровизации с конкретными критериями эффективности. Предлагаемый подход позволяет компаниям системно подходить к цифровой трансформации и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям цифровой экономики.

593-601 40
Аннотация

Цель. Определить социально-экономические эффекты при внедрении технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) в формирующуюся российскую цифровую экономику, а также выявить проблемные аспекты применения ИИ в дальнейшем.
Задачи. Проанализировать приоритетные направления использования ИИ в экономике, включая автоматизацию производственных процессов, интеллектуальный анализ данных, развитие цифровых платформ и сервисов, а также внедрение ИИ в государственное управление; оценить социально-экономические эффекты от применения ИИ, в частности изучить влияние на рост производительности труда, изменения в структуре занятости, перераспределение рабочих мест, повышение эффективности бизнес-процессов и улучшение качества предоставляемых услуг; провести анализ возможных рисков, связанных с технологической безработицей, усилением социального неравенства и этическими аспектами использования ИИ.
Методология. Методология исследования основана на базовых экономических концептах цифровой экономики, использовании риск-ориентированного подхода к рассмотрению проблемы, а также на применении общенаучных методов изучения социально-экономических явлений и подходов.
Результаты. Предложены стратегические направления государственной политики, направленные на стимулирование инновационной активности, развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение инклюзивного социально-экономического роста в условиях активного внедрения ИИ-технологий.
Выводы. ИИ становится неотъемлемым компонентом экономики и системы государственного управления на современном этапе. Его внедрение ускоряет процессы, в том числе в случаях принятия решения, снижает издержки и повышает качество услуг. Однако технологический прогресс требует обоснованного подхода: необходимо одновременно развивать правовую базу, институциональные механизмы и культуру ответственного использования ИИ.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

602-612 29
Аннотация

Цель. Разработать сбалансированный перечень количественных показателей эффективности стратегического управления человеческими ресурсами в IT-компаниях Российской Федерации (РФ).
Задачи. Провести анализ существующих методологических подходов к оценке эффективности управления человеческими ресурсами; выявить ключевые факторы и цели управления человеческими ресурсами в IT-компаниях в конкретной системе показателей; составить сбалансированный перечень показателей эффективности управления человеческими ресурсами для IT-компаний.
Методология. Авторами использованы методы сравнительного анализа подходов к оценке эффективности, а также методы системного анализа процессов стратегического управления человеческими ресурсами.
Результаты. Проведен критический анализ существующих подходов и показателей эффективности управления человеческими ресурсами. Определены ключевые результаты и цели управления человеческими ресурсами в IT-компаниях в контексте сбалансированной системы показателей. Разработан сбалансированный перечень количественных показателей эффективности управления человеческими ресурсами в IT-компаниях РФ, структурированный по таким четырем перспективам, как финансы, клиенты, процессы, обучение и развитие.
Выводы. Выявлен факт отсутствия универсальных методологических подходов и систем показателей эффективности управления человеческими ресурсами. Разработанный в процессе настоящего исследования перечень сбалансированных показателей эффективности учитывает специфику проявления интеллектуальных человеческих ресурсов и может быть рекомендован к применению в IT-компаниях РФ для стратегического управления человеческими ресурсами с целью получения конкурентных преимуществ в условиях дефицита высококвалифицированных кадров.

613-620 44
Аннотация

Цель. Выявить основные проблемы, особенности развития малого предпринимательства в современной России.
Задачи. Проанализировать современное состояние развития малого бизнеса; показать ключевые проблемы и особенности развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России; выявить функции, главные отличия малого предпринимательства от среднего и крупного бизнеса; раскрыть содержание новых национальных проектов и инициатив по государственной поддержке малого бизнеса.
Методология. Для обоснования положений и выводов авторами применены общенаучные методы (анализ, синтез, систематизация), институциональный и сравнительный подходы.
Результаты. В статье проанализированы ключевые проблемы и особенности развития малых предприятий в России. Авторами установлено, что последние сталкиваются с комплексом трудностей. Основными из них являются ограниченный доступ к финансовым ресурсам, включая трудности, связанные с привлечением кредитных средств из-за высоких процентных ставок и непростых требований к залоговому обеспечению; сложности в преодолении бюрократических барьеров; высокий уровень конкуренции со стороны крупных корпораций, обладающих значительными финансовыми и технологическими ресурсами.
Выводы. Авторы пришли к общему выводу о том, что малые предприятия способствуют созданию конкурентной среды и проявляют гибкость в соответствии с изменениями рынка; они выполняют важную социальную функцию, поглощая излишки рабочей силы и способствуя тем самым расширению занятости. Малые предприятия оптимизируют использование местных ресурсов, повышая их экономическую эффективность.

621-628 41
Аннотация

Цель. Определение влияния технологий Big Data на трансформацию механизмов прогнозирования спортивных событий, управления финансовыми рисками и формирования бизнес-стратегий в рамках спортивных ставок.
Задачи. Сформулировать приоритетные направления использования технологий Big Data в финансовой системе спортивных ставок; оценить влияние Big Data на методы прогнозирования исходов спортивных событий и систему управления финансовыми рисками; обосновать регуляторные и этические аспекты использования Big Data в финансовой системе спортивных ставок; составить прогноз развития аналитических систем, основанных на больших данных, в спортивных ставках.
Методология. Авторами использован метод анализа научной литературы, изучены кейсы влияния Big Data на финансовую систему спортивных ставок, а также экспертные оценки из открытых источников.
Результаты. Установлены ключевые направления применения Big Data в финансовой системе спортивных ставок: прогнозирование исходов, управление рисками, персонализация клиентских стратегий. Обоснованы факты повышения точности прогнозов и сокращения времени генерации коэффициентов. Выявлены этические и регуляторные риски. Предложены направления развития: гибридная модель аналитики, адаптивная маржа и стандарты алгоритмической прозрачности.
Выводы. Влияние цифровых технологий Big Data на финансовую систему спортивных ставок проявляется в их способности кардинально трансформировать букмекерскую индустрию, включая ключевые бизнес-процессы и финансовые модели. Эти технологии позволяют обеспечить высокий уровень точности прогнозирования, повысить экономическую эффективность и адаптировать стратегическое управление в условиях цифровой конкуренции. Таким образом, Big Data становится не только инструментом аналитики, но и фактором перестройки всей финансовой архитектуры отрасли. Внедрение Big Data требует институционального и нормативного сопровождения, что служит важным условием устойчивого развития рынка спортивных ставок.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

629-640 59
Аннотация

Цель. Определить приоритетные направления цифровизации налогового администрирования в отношении субъектов сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации (РФ), включая анализ проблем текущего функционирования механизма единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), и разработать предложения по внедрению цифровых решений, направленных на повышение прозрачности, автоматизацию взаимодействия с налоговыми органами и снижение административной нагрузки на сельхозпроизводителей.

Задачи. Провести анализ текущего уровня цифровизации налогового администрирования в агропромышленном комплексе; выявить организационные, инфраструктурные и правовые барьеры при внедрении цифровых технологий в налоговую политику ЕСХН; изучить актуальные цифровые инструменты, применяемые Федеральной налоговой службой (ФНС России), и оценить их применимость к субъектам сельского хозяйства; разработать модели цифрового администрирования ЕСХН с учетом межведомственной интеграции и уровня цифровой зрелости сельхозорганизаций; предложить комплекс мероприятий по внедрению цифровых сервисов, мобильных приложений и обучающих платформ для аграриев; определить цифровые ориентиры трансформации налогового администрирования в отрасли.

Методология. Применены системный и сравнительно-правовой подходы, позволившие выявить структурные взаимосвязи между субъектами налогового регулирования и цифровыми платформами, а также выполнен экономико-статистический анализ данных официальной отчетности ФНС России, Минсельхоза России и Минцифры России за 2019–2024 гг. Проектный метод использован при построении модели цифрового администрирования ЕСХН, включая описание функциональной архитектуры платформы и оценку ожидаемых результатов. Графический метод задействован для визуализации интеграционных связей между участниками налогового взаимодействия, а также при составлении сравнительной таблицы текущего и целевого состояния цифровой трансформации в отрасли.

Результаты. Установлено, что уровень цифровизации налогового администрирования в сельском хозяйстве остается фрагментарным: менее 40 % субъектов используют электронный документооборот, а интеграция с информационными системами налоговых органов затруднена по причине отсутствия стандартизированных решений и слабой цифровой инфраструктуры в ряде регионов. Выявлены ключевые барьеры. Среди них — недостаточная цифровая грамотность налогоплательщиков, низкий уровень интернет-доступа, слабая адаптация имеющихся цифровых платформ под специфику ЕСХН. Разработана модель цифрового администрирования, включающая в себя создание единой цифровой платформы ЕСХН, внедрение мобильного приложения, интеграцию с бухгалтерскими облачными системами, взаимодействие с банками и органами кадастра. Предложены мероприятия по поэтапному внедрению цифровых решений с оценкой их эффекта по ключевыми индикаторам: срокам обработки отчетности, доле цифрового документооборота и степени автоматизации расчетов. Результаты систематизированы табличным и графическим способами, отражающими перспективную архитектуру налогового взаимодействия.

Выводы. Проведен анализ теоретических и нормативных аспектов цифровизации налогового администрирования в аграрном секторе с акцентом на ЕСХН. Обнаружена потребность в адаптации системы взаимодействия налоговых органов и сельхозпроизводителей к отраслевым особенностям, устранении цифрового неравенства и оптимизации информационного обмена. Научная новизна заключается в разработке модели цифровизации ЕСХН, включающей в себя информационный обмен, автоматизацию налоговых расчетов и цифровые сервисы. Предложены мероприятия по регламентации, обучению, информационной безопасности и мониторингу с оценкой затрат. Результаты подтверждают эффективность модели для успешной цифровизации налогового администрирования в сфере агробизнеса. Предлагаемые мероприятия могут быть использованы в программах цифровизации налогового администрирования и поддержки агропромышленного комплекса.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

641-651 24
Аннотация

Цель. Выявить отличительные методы бизнес-акселерации, благодаря которым происходит ускорение развития технологических предпринимателей в России.
Задачи. Охарактеризовать методы, применяемые в отечественных акселерационных программах; оценить результативность методов поддержки технологических предпринимателей, используемых бизнес-акселераторами; классифицировать методы акселерационных программ на основе применяемых инструментов.
Методология. Применены методы сравнительного анализа, обобщений, классификации, а также системный и структурный подходы. Использованы данные из вторичных экспертных интервью и статистических отчетов о результатах клиентов-выпускников отечественных акселераторов, проведен контент-анализ работ российских и зарубежных ученых, изучающих акселерационные программы.
Результаты. Установлено, что ускорение развития стартапов в акселерационных программах происходит за счет семи отличительных методов, образующих методологию бизнес-акселерации. К ним отнесены постоянное внешнее сопровождение, быстрая проверка гипотез, расширение социальных связей, увеличение эффективных трудочасов, предоставление готовой методологии, доступ к источникам капитала, повышение доступности других ресурсов. Методология помогает предпринимателям сэкономить время, оптимизировать бизнес-процессы и сосредоточиться на точках роста своего бизнеса. По результатам исследования подготовлена расширенная классификация методов поддержки, используемых в отечественных акселерационных программах, на основе применяемых инструментов.
Выводы. Ускорение развития стартапов в акселераторах происходит благодаря специфической методологии, которая помогает сократить временные затраты на бизнес-процессы и повысить операционную эффективность. По результатам прохождения акселерационных программ в 2015–2020 гг. технологические компании увеличили значение таких бизнес-показателей, как уровень выручки, средний чек и количество клиентов, ускорили цикл сделки, привлекли капитал и быстрее достигли точки безубыточности относительно естественных рыночных условий. Итоги исследования имеют не только научную, но и практическую ценность для организаторов и участников акселерационных программ. В целях реализации исследовательского потенциала отечественного рынка акселерационных программ становится необходимым дальнейшее изучение их методологии и результативности в 2022–2025 гг. В рамках будущих исследований планируется оценить применение выявленных методов в различных типах акселерационных программ (государственных, университетских, корпоративных), а также сравнить используемую методологию в условиях отечественного и зарубежного акселерационного контекста.

652-663 31
Аннотация

Цель. Определение факторов влияния гендера на выбор финансовых продуктов.
Задачи. Изучение групп потребителей, имеющих характерные отличия в спросе на финансовые продукты по признаку пола; рассмотрение групп финансовых продуктов, наиболее востребованных у мужчин и женщин; анализ характера влияния гендера на выбор и потребление финансовых продуктов.
Методология. Автором использован методологический подход, включающий в себя обзор и сравнительный анализ российских и международных публикаций; количественный анализ данных всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам.
Результаты. Выявлены кластеры, имеющие дистинктивные характеристики спроса на финансовые продукты, путем комбинации гендерного фактора с возрастной группой и брачным статусом. Проведен выбор групп финансовых продуктов, спрос на которые имеет различные характеристики для указанных кластеров. Выполнен анализ влияния гендерного фактора в сочетании с возрастной группой и брачным статусом на спрос в отношении ряда финансовых продуктов.
Выводы. Гендерный фактор служит значимым драйвером спроса на финансовые продукты. Пол — одна из ключевых демографических переменных, определяющих интерес потребителя к использованию продуктов финансового рынка, а также количественные и качественные показатели этого спроса. Характер влияния гендерного фактора в значительной степени зависит от иных социально-демографических характеристик.

664-671 28
Аннотация

Цель. Раскрыть механизмы работы социального кредитного рейтинга в Китае и оценить ее эффективность.
Задачи. Определить, какие экономические проблемы помогает решить система социального кредитного рейтинга в Китае; выявить основные преимущества и недостатки данного инструмента в управлении экономикой государства; рассмотреть, каким образом с помощью этой системы решают вопрос взаимодействия государства и бизнеса для обеспечения экономической безопасности.
Методология. С применением общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена политика Китая в области цифровизации управления экономикой и процессов взаимоотношения государства и частного бизнеса.
Результаты. Cистема корпоративного кредитного рейтинга служит эффективным инструментом для отслеживания возможных мошеннических схем и экономических преступлений. Она способствует и обеспечению адресного субсидирования перспективных компаний, которые отвечают необходимым требованиям со стороны государства в целях экономического роста и создания инноваций, тем самым уменьшая риск неэффективных инвестиций.
Выводы. Внедрение корпоративного социального кредитного рейтинга дает возможность систематизировать информацию о компаниях в Китайской Народной Республике (КНР) и повысить прозрачность в процессе контроля за государственными субсидиями. Такая инициатива позволяет делать более адресным выделение бюджетных средств, что способствует достижению больших результатов при меньших затратах ресурсов.

672-682 32
Аннотация

Цель. Разработка новых инструментов государственной политики устойчивого развития, отвечающих современным вызовам и направленных на повышение эффективности реализации проектов в области возобновляемой энергетики между Россией и Китаем.
Задачи. Выявление главных различий в государственной политике устойчивого развития России и Китая; определение перспективных направлений сотрудничества указанных государств в области возобновляемой энергетики; обоснование возможности разработки и применения инновационных инструментов государственной политики устойчивого развития в рассматриваемой области.
Методология. В исследовании использованы такие научные методы, как сравнительный анализ, метод экономико-математического моделирования, принципы реализации совместной аукционной платформы. На базе сравнительного анализа выявлены различия в наборе применяемых механизмов при осуществлении государственной политики устойчивого развития в России и Китае. С помощью экономико-математического моделирования построена модель ценообразования на возобновляемую энергию. Трансграничное управление возобновляемой энергией может быть реализовано путем построения трансграничной системы прослеживаемости «зеленой» энергии на основе блокчейна, совместной аукционной платформы Vickrey — Clarke — Groves (VCG) и системы взаимного признания технических стандартов.
Результаты. Инновационные инструменты государственного регулирования способствуют росту эффективности трансграничных сделок в области «зеленой» энергии, сокращают цикл сертификации продукции, повышают результативность интеграции цифровых технологий.
Выводы. Инновационные инструменты и программы государственного регулирования, предложенные в исследовании, направлены на усиление трансграничного энергетического сотрудничества и глобального управления углеродной нейтральностью.



ISSN 1998-1627 (Print)