Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Креативность как ресурс развития предприятия сервиса (на примере event-агентств)

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-9-957-968

Аннотация

Цель. Комплексный феноменологический анализ креативности как ресурса развития сервисного предприятия на примере креативной деятельности event-агентств.
Задачи. Исследование феномена креативности и разработка теоретических основ рассмотрения креативности как ресурса развития предприятия сервиса на примере event-агентств, выявление признаков креативности предприятия сервиса, разработка шкалы креативности event-агентств, осуществляющих деятельность на современном рынке услуг.
Методология. Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области креативности и ее использовании в качестве ресурса развития предприятий сервисной экономики. Авторами использованы феноменологический метод (для исследования феномена креативности в целом), компаративный (сравнение подходов, идей, опыта разных стран в области креативной деятельности), герменевтический (интерпретация различных аспектов, связанных с анализом креативности), системный анализ. В части изучения факторов креативности event-агентств методология исследования строилась на применении количественных и качественных методов исследования информационных материалов, размещенных на официальных сайтах изучаемых городов, конвеншн- и event-бюро, статистических данных профессиональных ассоциаций конгрессных и выставочных организаций, включая Ассоциации конгрессов и съездов ICCA, иных аналитических отчетов и экспертных мнений, прикладных исследований по теме исследования. В рамках исследования проанализированы статистические данные о количестве, тематике мероприятий, проведенных в каждом городе, объекты event-инфраструктуры, спектр предоставляемых ими услуг и уровень обслуживания. По итогам исследования каждого из городов произведен их сравнительный анализ, сформулированы обобщающие выводы.
Результаты. Основная проблема исследования обусловлена понятием «креативность», его содержанием, степенью, пределами и рисками. Научная новизна статьи определяется недостаточной изученностью проблемы креативности как ресурса развития сервисного предприятия. Данное исследование — одна из первых попыток выработать методологию комплексного анализа феномена креативности для event-агентств. Результаты, полученные в ходе исследования, значимы для теоретического осмысления и прикладного решения проблемы креативности в контексте экономического знания: выявлены главные признаки креативности event-агентства, разработана модель оценки креативности, основанием конструирования которой является диапазон возможных проявлений креативности в профессиональной деятельности event-агентств. Проведен анализ креативности как ресурса развития сервисного предприятия на примере деятельности event-агентств. Выделено восемь признаков креативности event-агентства и разработана шкала оценки. В комплект индикаторов креативности вошли «беглость» (fluency), «гибкость» (flexibility), «оригинальность» (originality), «разработанность и синтез» (elaboration and synthesis), «перенаправление» (redirection), «переосмысление» (redefinition), «реинициация» (reinitiation) и «генерирование» (generation). С учетом этих восьми признаков разработана шкала креативности на основе шкалы Лайкерта, которая позволила шкалировать степень (объем) креативности ивент-агентства по десятибалльной шкале. В итоге решены поставленные задачи: определена сущность понятия «креативность» и выявлены ее основные признаки через анализ специфики современного ландшафта MICE-индустрии. Проанализирована, систематизирована и обобщена научная информация по теме исследования; проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта по использованию креативности как ресурса развития сервисного предприятия.
Выводы. Выявлена особая роль креативности как ресурса развития ивент-агентства, сформулированы признаки его креативности. Разработана шкала креативности. Выявлена зависимость увеличения конкурентоспособности сервисного предприятия от использования креативного ресурса для своего развития. Данное исследование — одна из первых попыток выработать методологию комплексного анализа феномена креативности для event-агентств. Результаты, полученные в ходе исследования, имеют значимость для теоретического осмысления и прикладного решения проблемы креативности в контексте экономического знания.

Об авторах

К. И. Деревянко
Санкт­-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Деревянко Ксения Игоревна - кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса и туризма

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



В. П. Орловская
Санкт-­Петербургский государственный экономический университет
Россия

Орловская Виктория Петровна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21



Список литературы

1. Amabile T.M. The Social Psychology of Creativity: A Componential Conceptualization // Journal of Personality and Social Psychology 45. No. 2. 1983. P. 357–377.

2. Lapin N.M. Creativity as an innovative resource for economic development. Cand. econ. sci. diss. Synopsis. Tambov: Derzhavin Tambov State University; 2008. 24 p. (In Russ.).

3. Maslow A.H. Motivation and personality. London: Longman Publ.; 1987. 336 p. (Russ. ed.: Maslow A.H. Motivatsiya i lichnost’. St. Petersburg: Piter; 2013. 351 p.).

4. Taylor C.W. Various approaches to and definitions of creativity. In: Sternberg R.J., ed. The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge, MA: Cambridge University Press; 1988:99-124.

5. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing. In: Sternberg R.J., ed. The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge, MA: Cambridge University Press; 1988:43-75.

6. Amabile Т.М. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique. Journal of Personality and Social Psychology. 1982;43(5):997-1013. DOI: 10.1037/0022-3514.43.5.997

7. Reinartz W., Saffert P. How to assess an ads creativity. Harvard Business Review. May 21, 2013. URL: https://hbr.org/2013/05/how-to-assess-an-ads-creativity (accessed on 12.07.2020).

8. Puccio G.J., Mance M., Murdock M.C. Creative leadership: Skills that drive change. Los Angeles, CA: Sage Publications; 2011. 350 p.

9. Ten dimensions of a creative climate. Coursera. URL: https://www.coursera.org/lecture/ignitecreativity/ten-dimensions-of-a-creative-climate-trust-and-openness-JTa8O (accessed on 22.07.2020).

10. 1000 ideas. Openbusiness.ru. URL: https://1000ideas.openbusiness.ru/about?utm_source (accessed on 22.07.2020). (In Russ.).

11. International Congress and Convention Association. ICCA. URL: https://www.iccaworld.org/ (accessed on 22.07.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Деревянко К.И., Орловская В.П. Креативность как ресурс развития предприятия сервиса (на примере event-агентств). Экономика и управление. 2020;26(9):957-968. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-9-957-968

For citation:


Derevyanko K.I., Orlovskaya V.P. Creativity as a Resource for the Development of a Service Enterprise (Through the Example of Event Agencies). Economics and Management. 2020;26(9):957-968. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-9-957-968

Просмотров: 380


ISSN 1998-1627 (Print)