Инновационные подходы в экономическом образовании: необходимость внедрения и перспективы использования
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-879-885
Аннотация
Исследование направлено на изучение проблем и перспектив использования инновационных методов в подготовке экономистов с высшим образованием.
Цель. Выявить особенности экономического образования в условиях цифровой трансформации экономики (стратегический фактор) и проведения ограничительных эпидемиологических мероприятий (тактический фактор), а также возможность и необходимость применения инновационных методов в обучении экономистов.
Задачи. Проанализировать проблемы высшего экономического образования в современной России; систематизировать инновационные методы, которые могут быть использованы в высшем экономическом образовании; оценить перспективы их использования и эффекты от внедрения в практику.
Методология. В исследовании использованы методология системного и междисциплинарного подходов к изучению социально-экономических явлений и процессов, а также специфические методы инновационного, структурного, сравнительного анализа, результаты авторских эмпирических обобщений.
Результаты. Установлено, что действующая в России система образования находится в состоянии перманентного реформирования, что, однако, не решает ее проблемы в полной мере, а напротив, зачастую порождает новые. При этом вектор трансформаций слабо затрагивает собственно процессы обучения. Несмотря на декларации относительно внимания к повышению его качества, основной акцент в реформах делается на институциональных, организационных, финансовых и иных общесистемных аспектах. В результате система высшего образования в целом и подготовка экономистов в университетах в частности сопровождается рядом трудностей. Эти трудности обострились и ярко проявились в весеннем семестре 2019–2020 учебного года вследствие реализации в России мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19. Оказалось, что многие университеты технически и методически не готовы к реализации образовательных программ в условиях дистанционного обучения, т. е. не в полной мере соответствуют требованиям цифровой эпохи. В этой связи при подготовке экономистов с высшим образованием предложено активизировать использование инновационных методов обучения. В статье раскрыты их содержание и преимущества по сравнению с традиционными методами.
Выводы. Обобщение результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости активизации применения инновационных методов в обучении студентов экономического профиля. Вызванные пандемией COVID-19 изменения в организации обучения последних месяцев подтверждают правильность такой позиции. При этом следует обращать внимание на рациональное сочетание использования традиционных и инновационных методов обучения, а также глобальную тенденцию цифровизации социально-экономических процессов.
Об авторах
А. К. АбрамовРоссия
Абрамов Алексей Кириллович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военно-системных исследований материально-технического обеспечения.
199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8, Россия
А. А. Волкова
Россия
Волкова Альбина Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8, Россия.
В. А. Плотников
Россия
Плотников Владимир Александрович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли.
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, Россия.
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия.
Список литературы
1. Губа К. С. Оценка качества высшего образования: обзор международного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (3). С. 94–107. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.022
2. Медведь А. А., Медведь П. А., Миэринь Л. А. Институциональная готовность системы образования РФ к переходу на технологии креативного образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 121–126.
3. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Традиционные технологии обучения и обеспечение качества экономического образования эпохи цифровой трансформации // Управленческое консультирование. 2020. № 3 (135). С. 54–60. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-3-54-60
4. Плотников П. В. Коучинг и перспективы его использования в современном высшем образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 45–48.
5. Евстафьева И. Ю., Иванова Н. Г. Проекты повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования: обзор материалов панельной дискуссии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-2 (119). С. 109–113.
6. Евстафьева И. Ю., Иванова Н. Г., Шубаева В. Г. Разработка концепции программы повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 37–43.
7. Цветова Г. В., Ерофеева М. В. Финансовая грамотность населения: современное состояние и перспективы: монография. Хабаровск: Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС, 2017. 87 с.
8. Иванова О. А. Качество высшего образования: конфликт традиций и инноваций в системе высшего образования // Научные исследования и современное образование: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. С. 198–201.
9. Смит В. Экспериментальная экономика / пер. с англ. М.; Челябинск: Социум, 2020. 810 с.
10. Пахомов А. В. Педагогические инновации в преподавании экономики // Научные достижения и открытия современной молодежи: актуальные вопросы и инновации: сб. ст. победителей Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 437–439.
11. Логинова Н. А. Опыт проведения практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Среда, 2019. С. 154–157.
12. Зеткина О. В., Зеткина А. И. Инновационные методы преподавания дисциплины «Экономика» // Современная экономическая наука: теоретический и практический потенциал. Инновационное развитие современного экономического образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 463–468.
13. Гончаренко В. М., Липагина Л. В. О преподавании математического анализа студентам на- правления «Математика и экономика» // Требования работодателей к математической подго- товке экономистов: сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-метод. конф. М.: Финансовый университет, 2016. С. 24–28.
14. Марущак О. В. Межпредметные связи при преподавании дисциплин математики и экономики // Перспективы развития науки и образования. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. С. 97–99.
15. Ибраева Е. А. Преподавание экономических дисциплин в ссузе: традиции и инновации // Взаимодействие образовательных организаций СПО и ВО в процессе формирования индивиду- ального учебного плана (ИУП): сб. ст. и тезисов докладов участников Всерос. учеб.-метод. интернет-конф. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 28–31.
Рецензия
Для цитирования:
Абрамов А.К., Волкова А.А., Плотников В.А. Инновационные подходы в экономическом образовании: необходимость внедрения и перспективы использования. Экономика и управление. 2020;26(8):879-885. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-879-885
For citation:
Abramov A.K., Volkova A.A., Plotnikov V.A. Innovative Approaches in Economic Education: Need for Implementation and Prospects for Use. Economics and Management. 2020;26(8):879-885. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-879-885