О реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий: федеральный и региональный аспекты
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-2-157-164
Аннотация
В 2017 г. цифровая революция вышла на новый виток в мировом масштабе, преодолев существенный рубеж. Каждый второй житель нашей планеты подключился к всемирной сети Интернет. Программа «Цифровая экономика», утвержденная Правительством РФ в июле 2017 г., направлена на решение амбициозных задач, которые продиктованы новыми требованиями к системе государственного управления, а также к организации и структуре государственного аппарата РФ. Миссия внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления должна заключаться в повышении его качества, в первую очередь качества государственных услуг и качества управления реализацией национальных проектов (программ), направленных на обеспечение экономического роста России.
Цель. Определить приоритетные сферы и направления государственного управления в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном и региональном уровнях.
Задачи. Проранжировать уровни использования в субъектах и федеральных округах РФ потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности; выявить лидеров среди субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий в сфере государственного управления.
Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания и научный социологический количественный метод определения места территории в рейтинге субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий сфере государственного управления.
Результаты. Авторами статьи сделан вывод о том, что в вопросах реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном уровне требуется тщательная детализация нормативно-правовых актов. Применительно к субъектам РФ определены факторы, оказывающие влияние на неравномерное развитие цифровизации, в частности из-за недостаточной квалификации кадров, дефицита финансирования проектов в регионах, цифрового неравенства и проблемы формирования новой регуляторной среды.
Выводы. Развитие цифровых технологий требует тесного взаимодействия государственных органов на всех уровнях исполнительной власти. Следует отметить, что методология формирования цифрового правительства сама по себе способствует созданию необходимых условий для решения народнохозяйственных задач, в частности задач стратегического планирования на базе единых цифровых информационных платформ. Данный аспект является первоочередным для развития отечественной экономики. Таким образом, цифровизация должна стать базой дальнейшего освоения государством принципа управления по результатам.
Об авторах
Е. В. УшаковаРоссия
Ушакова Елена Викторовна кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Е. В. Воронина
Россия
Воронина Елена Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Е. В. Фугалевич
Россия
Фугалевич Елена Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
М. В. Михайлова
Россия
Михайлова Марина Владиславовна кандидат исторических наук, доцент кафедры
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Список литературы
1. Воронина Е. В., Ким О. Л., Михайлова М. В. Электронные государственные услуги в России: проблемы формирования и перспективы развития // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сб. науч. трудов по итогам 1-й национальной науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Федосеева. М.: Перо, 2018. C. 44–49.
2. Аптекман А. [и др.]. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс]. М.: McKinsey & Co., 2017. 133 с. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 09.12.2019).
3. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России [Электронный ресурс]: доклад. 2016. 84 с. URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (дата обращения: 09.12.2019).
4. Уровень исполнения расходов на нацпроекты вырос: пресс-релиз [Электронный ресурс] // Счетная палата РФ. 2019. 24 июля. URL: http://www.ach.gov.ru/news/uroven-ispolneniya-rashodov-nanacproekty-vyros-38037/ (дата обращения: 15.12.2019).
5. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за I полугодие 2019 г. [Электронный ресурс] // Счетная палата РФ. URL: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html (дата обращения: 21.12.2019).
6. Воронина Е. В., Соловьев С. А. Сервисное государство в контексте повышения эффективности государственного управления // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сб. науч. трудов по итогам 2-й национальной науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Федосеева. М.: Перо, 2019. С. 173–178.
7. Умный город: концепция формирования цифровой среды Севастополя [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Севастополя № 16-РП от 25 января 2018 г. URL: https://sevastopol.gov.ru/docs/253/46715 (дата обращения: 25.12.2019).
8. Смешко О. Г., Ушакова Е. В., Борисова Т. А. Управление качеством государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации общества // Экономика и управление. 2019. № 11 (169). С. 4–13. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-4-13
Рецензия
Для цитирования:
Ушакова Е.В., Воронина Е.В., Фугалевич Е.В., Михайлова М.В. О реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий: федеральный и региональный аспекты. Экономика и управление. 2020;26(2):157-164. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-2-157-164
For citation:
Ushakova E.V., Voronina E.V., Fugalevich E.V., Mikhaylova M.V. Project Implementation in the Context of Digital Technologies: Federal and Regional Aspects. Economics and Management. 2020;26(2):157-164. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-2-157-164