Дистанционное образование в высшей школе технологический аспект
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-95-102
Аннотация
Статья посвящена анализу развития дистанционного высшего образования. Дистанционное образование, ранее осуществлявшееся посредством личной переписки между учащимися и преподавателями, радикально трансформировалось в онлайн-обучение (или электронное обучение) с применением систем управления обучением и других сетевых или цифровых инструментов.
Цель. Структурировать основные элементы направлений развития дистанционного образования в высших учебных заведениях России и мира.
Задачи. Изучить существующие виды дистанционного образования, их влияние на студенческую активность, а также раскрыть сущность требований, необходимых для успешного внедрения систем дистанционного образования.
Методология. В процессе исследования использованы аналитические методы, методы структурирования и систематизации информации. Автор ссылается на работы исследователей, посвященные дистанционному и электронному обучению, использует нормативно-правовую информацию, а также материалы из интернет-источников.
Результаты. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании имеет большой потенциал. Необходим глубокий анализ технологических и цифровых систем, посредством которых обеспечивается эффективная работа дистанционного образования. Существует множество платформ для его ведения, как открытых, так и частных — закрытых.
Выводы. Реализация инновационного потенциала не только повысит уровень высшего образования в России, но и его престиж на мировом рынке, а внедрение инновационных исследовательских программ снизит остроту проблемы «утечки мозгов».
Об авторе
С. Г. КейянРоссия
Кейян Саркис Георгиевич – аспирант.
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
Список литературы
1. Sun P.-С., Tsai R., Finger G., Chen Y.-Y., Yeh D. What Drives a Successful e-Learning? An Empirical Investigation of the Critical Factors Influencing Learner Satisfaction //Computers & Education. 2008. Vol. 50, is. 4. P. 1183–1202. DOI: 10.1016/j.compedu.2006.11.007.
2. O’Connell J. Networked Participatory Online Learning Design and Challenges for Academic Integrity in Higher Education // International Journal for Educational Integrity. Vol. 12, no. 4. P. 1–15. DOI: 10.1007/s40979-016-0009-7.
3. Власова Е. З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования // Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 43–49.
4. Gros B., García-Peñalvo F. J. Future Trends in the Design Strategies and Technological Affordances of E-learning // Learning, Design and Technology. An International Compendium of Theory, Research, Practice and Policy / ed. by M. Spector, B. B. Lockee, M. D. Childress (eds.). Cham: Springer International Publishing, 2016. P. 1−23.
5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.05.2019).
6. Anderson T., Dron J. Three Generations of Distance Education Pedagogy. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2011. Vol. 12, no. 3. P. 80−97. DOI: 10.19173/irrodl.v12i3.890.
7. Lee M. J., McLoughlin C., Chan A. Talk the Talk: Learner-Generated Podcasts as Catalysts for Knowledge Creation // Br J Educ Technol. 2008. Vol. 39, no. 3. P. 501–521. DOI: 10.1111/j.1467-8535.2007.00746.x.
8. Brown J. S. Learning, Working and Playing in the Digital Аge // Conference on Higher Education of the American Association for Higher Education (Washington, DC, March 20-23, 1999). 1999. URL: https://serendipstudio.org/sci_edu/seelybrown/seelybrown.html (дата обращения: 05.06.2019).
9. O’Neill E., Stevens N. T., Clarke E., Cox P., O’Malley B., Humphreys H. Use of E-learning to Enhance Medical Students’ Understanding and Knowledge of Healthcare-associated Infection Prevention and Control // Journal of Hospital Infection, 2011. Vol 79, is. 4. P. 368−370. DOI: 10.1016/j.jhin.2011.08.008.
10. Martínez Mateo J., Pérez del Rey D., Muñoz Hernández S. Student Motivation and Cross-curricular Development Through E-learning Applied to Cooperation. The Future of Global Learning Engineering Education (EDUCON). 2010. P. 913–920. DOI: 10.1109/EDUCON.2010.5492481.
11. Keramati A., Afshari-Mofrad M., Kamrani A. The Role of Readiness Factors in Elearning Outcomes: An Empirical Study // Computers & Education. 2011. Vol 57, is. 3. P. 1919−1929. DOI:10.1016/j.compedu.2011.04.005.
12. Thomas D., Brown J. S. A New Culture of Learning: Cultivating the Imagination for a World of Constant Change. Lexington: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2011. 137 p.
13. Kim K.-J., Frick T. W. Changes in Student Motivation During Online Learning // Journal of Educational Computing Research. 2011. Vol. 44, no. 1. P. 1–23. DOI: 10.2190/EC.44.1.a.
14. Bhuasiri W., Xaymoungkhoun O., Zo H., Rho J. J., Ciganek A. P. Critical Success Factors for E-learning in Developing Countries: A Comparative Analysis Between ICT Experts and Faculty // Computers & Education. 2012. Vol 58, is. 2. P. 843−855. DOI: 10.1016/j.compedu.2011.10.010.
15. Harandi S. R. Effects of E-learning on Students’ Motivation. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 181. P. 423–430. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.905.
16. Молчанов И. Н. Формирование и оценка потенциала сферы образования в современной России // Гуманитарные и социальные науки (электронный журнал). 2014. № 2. С. 406–410.
17. Keller J., Suzuki K. Learner Motivation and E-learning Design: A Multinationally Validated Process // Journal of Educational Media. 2004. Vol. 29, no. 3. P. 229−239. DOI: 10.1080/1358165042000283084.
18. Garavan T. N., Carbery R., O’Malley G., O’Donnell D. Understanding Participation in E-learning in Organizations: a Large Scale Empirical Study of Employees // International Journal of Training and Development. 2010. Vol. 14, no 3. P. 155−168. DOI: 10.1111/j.1468-2419.2010.00349.x.
19. Bolgov R., Dunaeva Y. University in the Global Knowledge Society: From Digital Idea to Distance Learning Practice // Chugunov A. V., Bolgov R., Kabanov Y., Kampis G., Wimmer M., eds. 1st Int. conf. on digital transformation and global society (DTGS) (St. Petersburg, 22-24 June, 2016). Cham: Springer International Publishing, 2016. P. 404−410. DOI: 10.1007/978-3-319-49700-6_40.
20. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016– 2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. URL: http://docs.cntd.ru/document/420276588 (дата обращения: 21.06.2019).
21. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Финансовые основы формирования инновационного потенциала // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20, № 4. С. 56–65.
22. Дунаева Ю. Информационные технологии как инструменты университетского образования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 2 (64). С. 103–108.
23. Магаршак Ю. Треугольник цивилизации. Российская академическая наука нуждается в коренных преобразованиях [Электронный ресурс] // Время новостей. 2007. 29 марта. URL: http://www.vremya.ru/2007/54/4/174954.html (дата обращения: 21.06.2019).
24. Wierzbicki A. P., Nakamori Y. (eds.) Creative Environments: Issues of creativity support for the knowledge civilization age. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag. 2007. Vol. 59. P. 445–467.
25. Duffin E. E-learning and digital education — Statistics & Facts [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/3115/e-learning-and-digital-education/ (дата обращения: 20.07.2019).
26. Chernev B. 21 Astonishing E-learning Statistics for 2019 [Электронный ресурс] // Techjury. URL: https://techjury.net/stats-about/elearning/ (дата обращения: 20.07.2019).
27. Анализ российского рынка дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г. [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 28 мая. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/ (дата обращения: 20.07.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Кейян С.Г. Дистанционное образование в высшей школе технологический аспект. Экономика и управление. 2019;(8):95-102. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-95-102
For citation:
Keyyan S.G. Distance Learning in Higher Education: Technological Aspect. Economics and Management. 2019;(8):95-102. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-95-102