Современные тенденции и модели развития франчайзинга в России
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-89-94
Аннотация
Исследование посвящено изучению моделей развития франчайзинга в России. В статье рассмотрены современные тренды развития рынка франшиз, а также кратко описаны современные модели франчайзинга.
Цель. Выявить закономерности и тренды в формировании франчайзинговых систем в России для возможности выработки рекомендаций предприятиям, имеющим потенциал развития в форме франшизы.
Задачи. Проанализировать материалы информационно-выставочных порталов, посвященных развитию франчайзинга (buybrand.ru, franshiza.ru), актуальные работы современных исследователей практики франшиз (Л. А. Михайловой, Н. В. Рассказовой, А. В. Покровской и др.), периодических изданий и прессы, отраслевых ассоциаций и объединений (rusfranch.ru, Российской ассоциации франчайзинга — РАФ), а также научные труды зарубежных авторов по данной тематике. Методология. В статье для достижения поставленной цели использованы аналитические методы, в том числе синтеза, классификационные подходы, методы систематизации и структурирования информации в области франшизного бизнеса.
Результаты. Глобальные экономические кризисы 2009 и 2015 гг. определили новые социально-экономические условия ведения бизнеса. Сокращение инвестиционной привлекательности новых проектов, покупательской способности населения привело к закрытию многих недавно введенных в эксплуатацию производств и одновременно к укреплению позиций давно работающих брендов и компаний. Это послужило драйвером развития компаний по форме франчайзинга и видоизменения франчайзинговых моделей в свете ухудшения международных торговых отношений. Появились гибкие формы совместного ведения бизнеса, когда, например, франчайзор выступает соинвестором франчайзи, разделяются риски и издержки (бранчайзинг); когда франчайзор смягчает требования для франчайзи и позволяет работать не по инструкции (свободный франчайзинг); когда франчайзор передает франчайзи собственную торговую точку в оперативное управление франчайзи, а сам занимается стратегическими вопросами развития бизнеса (рефранчайзинг).
Выводы. Изучение и оценка экономической эффективности новых гибких форм франчайзинга и их применение на практике в условиях экономико-политической «турбулентности» может позволить минимизировать риски для всех сторон, а также сформировать представление о факторах, обеспечивающих устойчивое развитие франчайзингового бизнеса в России.
Ключевые слова
Об авторе
Ф. Н. ВелиеваРоссия
Велиева Флора Нураддиновна – аспирант.
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
Список литературы
1. Реальные доходы россиян снизились при новой методике подсчета [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 18 апр. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/04/2019/5cb8371b9a79471ea013d0d9 (дата обращения: 30.06.2019).
2. Официальный сайт Российской ассоциации франчайзинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusfranch.ru/ (дата обращения: 30.06.2019).
3. Эволюция франчайзинга [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 22 апр. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3945258 (дата обращения: 30.06.2019).
4. Terry A., Di Lernia C. Quasi-Franchising: A New Model for Strategic Business Cooperation’ / Ehrmann T., Windsperger J., Cliquet G., Hendrikse G. (eds.). Network Governance: Alliances, Cooperatives and Franchise Chains. Heidelberg: Physica–Verlag, 2013. P. 269−286.
5. Tuunanen M., Windsperger J., Cliquet G., Hendrikse G. (eds.) New Developments in the Theory of Networks: Franchising, Alliances and Cooperatives. Heidelberg: Physica-Verlag, 2011. 372 p.
6. Seltz D. Branchising: Proven Techniques for Rapid Company Expansion and Market Dominance. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1980. 228 p.
7. Бизнес-портал Franshiza.ru [Электронный ресурс]. URL: https://franshiza.ru/ (дата обращения: 30.06.2019).
8. Франшиза «Додо Пиццы»: сильный продукт, передовые технологии и честные условия [Электронный ресурс]. URL: https://www.dodofranchise.ru/ (дата обращения: 30.06.2019).
9. Димов Г. В., Мачабели М. Ш. Франчайзинг как одна из моделей быстрого бизнес-старта в общественном питании // Современное искусство экономики. 2015. № 3 (21). С. 52–58.
10. Рефранчайзинг: спасение для франчайзера и риск для франчайзи [Электронный ресурс] // Бизнес-портал Buybrand.ru. 2019. 24 апр. URL: https://www.buybrand.ru/news/23344/ (дата обращения: 30.06.2019).
11. Михайлова Л. А. Перспективы развития новых моделей франчайзинга в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 4 (32). C. 585–591. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.585-591.
12. Михайлова Л. А. Новые модели франчайзинга в современных условиях: дис. … канд. экон. наук. М., 2018. 229 с.
13. Соловова Л. А. Свободный франчайзинг как альтернатива классическому франчайзингу // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 4 (28). C. 71–75. DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.71.75.
Рецензия
Для цитирования:
Велиева Ф.Н. Современные тенденции и модели развития франчайзинга в России. Экономика и управление. 2019;(8):89-94. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-89-94
For citation:
Velieva F.N. Modern Trends and Models of Franchising Development in Russia. Economics and Management. 2019;(8):89-94. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-89-94