Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Современные тенденции и модели развития франчайзинга в России

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-89-94

Аннотация

Исследование посвящено изучению моделей развития франчайзинга в России. В статье рассмотрены современные тренды развития рынка франшиз, а также кратко описаны современные модели франчайзинга.

Цель.  Выявить закономерности и  тренды в  формировании франчайзинговых  систем в  России для возможности выработки рекомендаций предприятиям,  имеющим потенциал развития в форме  франшизы.

Задачи.  Проанализировать материалы информационно-выставочных порталов, посвященных развитию франчайзинга (buybrand.ru, franshiza.ru),  актуальные  работы современных исследователей практики франшиз (Л.  А.  Михайловой, Н.  В.  Рассказовой, А.  В.  Покровской и др.), периодических изданий и  прессы, отраслевых ассоциаций и  объединений (rusfranch.ru, Российской ассоциации франчайзинга — РАФ), а также научные труды зарубежных авторов по данной тематике. Методология. В статье для  достижения поставленной цели  использованы аналитические  методы, в  том  числе   синтеза,  классификационные  подходы, методы систематизации  и  структурирования информации в области франшизного бизнеса.

Результаты.  Глобальные экономические кризисы 2009   и  2015   гг. определили новые   социально-экономические условия  ведения  бизнеса.  Сокращение инвестиционной  привлекательности  новых проектов, покупательской  способности населения  привело к  закрытию  многих недавно введенных в  эксплуатацию производств и  одновременно к  укреплению позиций давно  работающих брендов   и компаний. Это послужило драйвером развития компаний по форме  франчайзинга и видоизменения франчайзинговых моделей в свете  ухудшения международных торговых отношений. Появились гибкие  формы совместного ведения бизнеса, когда,  например,  франчайзор  выступает соинвестором франчайзи, разделяются риски и  издержки (бранчайзинг); когда  франчайзор смягчает требования для  франчайзи и позволяет работать не по инструкции (свободный франчайзинг); когда  франчайзор передает франчайзи  собственную торговую точку   в  оперативное управление франчайзи,  а  сам  занимается стратегическими вопросами развития бизнеса (рефранчайзинг).

Выводы. Изучение и оценка экономической эффективности новых гибких форм  франчайзинга и их применение на  практике в  условиях экономико-политической  «турбулентности» может позволить минимизировать риски для  всех  сторон, а также сформировать представление о факторах, обеспечивающих устойчивое развитие франчайзингового бизнеса в России.

Об авторе

Ф. Н. Велиева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Велиева Флора Нураддиновна – аспирант.

119991, Москва, Ленинские горы,  д.  1, стр.  46.



Список литературы

1. Реальные доходы россиян снизились при новой методике подсчета [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 18 апр. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/04/2019/5cb8371b9a79471ea013d0d9 (дата обращения: 30.06.2019).

2. Официальный сайт Российской ассоциации франчайзинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusfranch.ru/ (дата обращения: 30.06.2019).

3. Эволюция франчайзинга [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 22 апр. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3945258 (дата обращения: 30.06.2019).

4. Terry A., Di Lernia C. Quasi-Franchising: A New Model for Strategic Business Cooperation’ / Ehrmann T., Windsperger J., Cliquet G., Hendrikse G. (eds.). Network Governance: Alliances, Cooperatives and Franchise Chains. Heidelberg: Physica–Verlag, 2013. P. 269−286.

5. Tuunanen M., Windsperger J., Cliquet G., Hendrikse G. (eds.) New Developments in the Theory of Networks: Franchising, Alliances and Cooperatives. Heidelberg: Physica-Verlag, 2011. 372 p.

6. Seltz D. Branchising: Proven Techniques for Rapid Company Expansion and Market Dominance. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1980. 228 p.

7. Бизнес-портал Franshiza.ru [Электронный ресурс]. URL: https://franshiza.ru/ (дата обращения: 30.06.2019).

8. Франшиза «Додо Пиццы»: сильный продукт, передовые технологии и честные условия [Электронный ресурс]. URL: https://www.dodofranchise.ru/ (дата обращения: 30.06.2019).

9. Димов Г. В., Мачабели М. Ш. Франчайзинг как одна из моделей быстрого бизнес-старта в общественном питании // Современное искусство экономики. 2015. № 3 (21). С. 52–58.

10. Рефранчайзинг: спасение для франчайзера и риск для франчайзи [Электронный ресурс] // Бизнес-портал Buybrand.ru. 2019. 24 апр. URL: https://www.buybrand.ru/news/23344/ (дата обращения: 30.06.2019).

11. Михайлова Л. А. Перспективы развития новых моделей франчайзинга в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 4 (32). C. 585–591. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.585-591.

12. Михайлова Л. А. Новые модели франчайзинга в современных условиях: дис. … канд. экон. наук. М., 2018. 229 с.

13. Соловова Л. А. Свободный франчайзинг как альтернатива классическому франчайзингу // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 4 (28). C. 71–75. DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.71.75.


Рецензия

Для цитирования:


Велиева Ф.Н. Современные тенденции и модели развития франчайзинга в России. Экономика и управление. 2019;(8):89-94. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-89-94

For citation:


Velieva F.N. Modern Trends and Models of Franchising Development in Russia. Economics and Management. 2019;(8):89-94. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-89-94

Просмотров: 1817


ISSN 1998-1627 (Print)