Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Социальные ресурсы стратегии развития промышленных предприятий

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-43-49

Аннотация

Актуализация проблемы ресурсной составляющей в реализации стратегии развития предприятий обусловливает необходимость определения степени ее влияния на эффективность и качество труда, акцентирования внимания на формировании и использовании спектра социальных ресурсов. На
материалах десятилетнего цикла сравнительных исследований, охватившего 19 предприятий промышленного комплекса Санкт-Петербурга, рассмотрены вопросы о воздействии ресурсной составляющей на эффективность реализации стратегических целей предприятия.
Цель. Обосновать механизм воздействия ресурсной составляющей на увеличение результативности работы, повышение эффективности реализации стратегии развития промышленных предприятий.
Задачи. Осуществить теоретический и эмпирический анализ проблемы использования социальных ресурсов промышленных предприятий, проанализировать риски их недостаточного управленческого сопровождения в условиях рыночного типа хозяйствования; разработать программу действий по оптимизации использования внутренних ресурсов для повышения эффективности работы промышленных предприятий.
Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составляют разработки зарубежных и отечественных ученых в сфере изучения социально-трудовых отношений, развития трудового потенциала, совершенствования системы управления предприятиями, формирования практик поведения работников с целью повышения эффективности труда, а также методы опроса, экспертных оценок, контент-анализа.
Результаты. Дана практическая оценка социальных ресурсов промышленных предприятий по таким направлениям, как социальные ожидания работников, уровень межличностного и межгруппового доверия, приверженность целям и ценностям предприятия, возможности творческой и профессиональной реализации работников, восприятие справедливости вознаграждений, социально-психологический климат и др. Установлено, что невнимание к ресурсной составляющей провоцирует социально-психологический раскол, расхождение ценностных, духовно-нравственных позиций, целевых ориентиров в деятельности работников, снижение работоспособности. Обоснована важность скоординированных целей для каждого функционального подразделения; процедур непрерывного сбора и анализа информации о результатах работы предприятия; развития профессиональных знаний, навыков, умений и опыта работников; показана необходимость фиксации, оценки и управленческого сопровождения социально важных качеств работников.
Выводы. Полученные эмпирические данные позволяют разработать программу действий на промышленных предприятиях по фиксации, оценке и управленческому сопровождению социально важных качеств работников, оптимизации использования внутренних резервов, представляющих собой наиболее значимый ресурс стратегии развития предприятий. 

Об авторах

В. К. Потемкин
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

заведующий кафедрой, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

 



С. Г. Михайлов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

профессор, доктор социологических наук, профессор

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

 



С. Б. Мурашов
Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России
Россия

ректор, доктор социологических наук, профессор

197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 10



Список литературы

1. Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000. 375 с.

2. Kotler P. Marketing Management: Analysis, Planning and Control. NJ: Prentice Hall, 1980. 722 p.

3. Рубинштейн С. Г. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.

4. Потемкин В. К., Михайлов С. Г. Управление персоналом: социокультурные трансформации, социальный мониторинг. СПб.: Инфо-Да, 2015. 426 с.

5. Потемкин В. К. Самоактуализация профессиональной деятельности работников предприятий. СПб.: Инфо-да, 2018. 213 с.

6. Потемкин В. К. Способности и роли личности в профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. 160 с.

7. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N. Y.: The Free Press, 1985. 557 p.

8. Ельмеев В. Я. Теория и практика социального развития: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 397 с.

9. Griffin R. W. Relationships Among Individual, Task Design and Leader Behaviour Variables // Academy of Management Journal. 1988. Vol. 23, no. 4. P. 665−683. DOI: 10.5465/255555.

10. Гумплович Л. Социология и политика. М.: Д. А. Бонч-Бруевич, 1895. 124 c.

11. Brewster C. Strategic Human Resource Management: The Value of Different Paradigms // Management International Review. Journal of International Business. 1999. Vol. 39, no. 3. P. 45–64. DOI: 10.1007/978-3-322-90993-0_5.

12. Бенедикт Х. П. Метод восьми М: новая формула успеха в менеджменте. Штутгарт: Дойчер Шпаркассен Ферлаг, 2000. 136 с.

13. Градов А. П., Кузин Б. И., Федотов А. В. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. СПб.: Специальная литература, 1996. 510 с.

14. Chandler A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprises. Cambridge: MIT Press, 1962. 633 p.

15. Christensen C. R., Andrews K. R., Bower I. L. Business Policy: Text and Cases. Homewood: Irwin, 1960. 678 p.

16. Минцберг Г., Куин Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. 684 c.

17. Chang Y. N., Campo-Flores F. Business Policy and Strategy, Text and Cases. Santa-Monica: Good year Publishing Company, 1980. 684 p.


Рецензия

Для цитирования:


Потемкин В.К., Михайлов С.Г., Мурашов С.Б. Социальные ресурсы стратегии развития промышленных предприятий. Экономика и управление. 2019;(6):43-49. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-43-49

For citation:


Potemkin V.K., Mikhaylov S.G., Murashov S.B. Social resources in the industrial enterprise development strategy. Economics and Management. 2019;(6):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-43-49

Просмотров: 338


ISSN 1998-1627 (Print)