Социальные ресурсы стратегии развития промышленных предприятий
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-43-49
Аннотация
Актуализация проблемы ресурсной составляющей в реализации стратегии развития предприятий обусловливает необходимость определения степени ее влияния на эффективность и качество труда, акцентирования внимания на формировании и использовании спектра социальных ресурсов. На
материалах десятилетнего цикла сравнительных исследований, охватившего 19 предприятий промышленного комплекса Санкт-Петербурга, рассмотрены вопросы о воздействии ресурсной составляющей на эффективность реализации стратегических целей предприятия.
Цель. Обосновать механизм воздействия ресурсной составляющей на увеличение результативности работы, повышение эффективности реализации стратегии развития промышленных предприятий.
Задачи. Осуществить теоретический и эмпирический анализ проблемы использования социальных ресурсов промышленных предприятий, проанализировать риски их недостаточного управленческого сопровождения в условиях рыночного типа хозяйствования; разработать программу действий по оптимизации использования внутренних ресурсов для повышения эффективности работы промышленных предприятий.
Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составляют разработки зарубежных и отечественных ученых в сфере изучения социально-трудовых отношений, развития трудового потенциала, совершенствования системы управления предприятиями, формирования практик поведения работников с целью повышения эффективности труда, а также методы опроса, экспертных оценок, контент-анализа.
Результаты. Дана практическая оценка социальных ресурсов промышленных предприятий по таким направлениям, как социальные ожидания работников, уровень межличностного и межгруппового доверия, приверженность целям и ценностям предприятия, возможности творческой и профессиональной реализации работников, восприятие справедливости вознаграждений, социально-психологический климат и др. Установлено, что невнимание к ресурсной составляющей провоцирует социально-психологический раскол, расхождение ценностных, духовно-нравственных позиций, целевых ориентиров в деятельности работников, снижение работоспособности. Обоснована важность скоординированных целей для каждого функционального подразделения; процедур непрерывного сбора и анализа информации о результатах работы предприятия; развития профессиональных знаний, навыков, умений и опыта работников; показана необходимость фиксации, оценки и управленческого сопровождения социально важных качеств работников.
Выводы. Полученные эмпирические данные позволяют разработать программу действий на промышленных предприятиях по фиксации, оценке и управленческому сопровождению социально важных качеств работников, оптимизации использования внутренних резервов, представляющих собой наиболее значимый ресурс стратегии развития предприятий.
Об авторах
В. К. ПотемкинРоссия
заведующий кафедрой, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
С. Г. Михайлов
Россия
профессор, доктор социологических наук, профессор
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
С. Б. Мурашов
Россия
ректор, доктор социологических наук, профессор
197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 10
Список литературы
1. Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000. 375 с.
2. Kotler P. Marketing Management: Analysis, Planning and Control. NJ: Prentice Hall, 1980. 722 p.
3. Рубинштейн С. Г. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.
4. Потемкин В. К., Михайлов С. Г. Управление персоналом: социокультурные трансформации, социальный мониторинг. СПб.: Инфо-Да, 2015. 426 с.
5. Потемкин В. К. Самоактуализация профессиональной деятельности работников предприятий. СПб.: Инфо-да, 2018. 213 с.
6. Потемкин В. К. Способности и роли личности в профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. 160 с.
7. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N. Y.: The Free Press, 1985. 557 p.
8. Ельмеев В. Я. Теория и практика социального развития: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 397 с.
9. Griffin R. W. Relationships Among Individual, Task Design and Leader Behaviour Variables // Academy of Management Journal. 1988. Vol. 23, no. 4. P. 665−683. DOI: 10.5465/255555.
10. Гумплович Л. Социология и политика. М.: Д. А. Бонч-Бруевич, 1895. 124 c.
11. Brewster C. Strategic Human Resource Management: The Value of Different Paradigms // Management International Review. Journal of International Business. 1999. Vol. 39, no. 3. P. 45–64. DOI: 10.1007/978-3-322-90993-0_5.
12. Бенедикт Х. П. Метод восьми М: новая формула успеха в менеджменте. Штутгарт: Дойчер Шпаркассен Ферлаг, 2000. 136 с.
13. Градов А. П., Кузин Б. И., Федотов А. В. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. СПб.: Специальная литература, 1996. 510 с.
14. Chandler A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprises. Cambridge: MIT Press, 1962. 633 p.
15. Christensen C. R., Andrews K. R., Bower I. L. Business Policy: Text and Cases. Homewood: Irwin, 1960. 678 p.
16. Минцберг Г., Куин Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. 684 c.
17. Chang Y. N., Campo-Flores F. Business Policy and Strategy, Text and Cases. Santa-Monica: Good year Publishing Company, 1980. 684 p.
Рецензия
Для цитирования:
Потемкин В.К., Михайлов С.Г., Мурашов С.Б. Социальные ресурсы стратегии развития промышленных предприятий. Экономика и управление. 2019;(6):43-49. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-43-49
For citation:
Potemkin V.K., Mikhaylov S.G., Murashov S.B. Social resources in the industrial enterprise development strategy. Economics and Management. 2019;(6):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-6-43-49