Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Ценности персонала современных предприятий: истоки, историческая память, ориентация на эффективность и качество работы

Аннотация

Исследование проведено на крупных промышленных предприятиях полного технологического цикла и направлено на теоретическое и эмпирическое осмысление ценностей персонала, которые являются превалирующими в повышении эффективности работы. Цель. Обосновать зависимость эффективности и качества работы персонала предприятий от ценностных ориентаций на новые знания, умения, профессиональные навыки, опыт работы и развитие качественно новых социально-трудовых отношений в электронно-цифровой экономике. Задачи. Осуществить теоретический анализ ценности на различных этапах общественного развития, аргументировать необходимость осознанного восприятия ценностных ориентаций персонала предприятий, прямо и косвенно влияющих на эффективность и качество работы, а также установить рассогласование ценностных ориентаций различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых в вопросах изучения социально-профессионального конструкта личности, ценностных ориентаций работников в системе общественных отношений, в практике работы современных предприятий, а также методы контент-анализа, включенного наблюдения, экспертных оценок, опроса различных профессиональноквалификационных и статусных групп работников. Результаты. Определены сущность и характеристики ценностных ориентаций работников, установлена их рассогласованность в системе социально-трудовых отношений в деятельности современных предприятий. Доказано, что неумение и нежелание видеть и осознавать ценности персонала приводят к кризису и хаосу в социально-трудовых отношениях и к «догоняющему развитию» предприятий. Выводы. В программах фундаментальных исследований эффективности и качества деятельности современных предприятий необходимо проводить предметно-деятельный анализ включенности персонала в эффективность и качество работы, а не ограничиваться поверхностным изучением так называемого человеческого фактора.

Об авторе

Валерий Константинович Потёмкин
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. 336 с.

2. Монтень М. Опыты. Избранные главы / Пер. с франц. М.: Правда, 1991. 656 с.

3. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х томах. Т. 3. М.: Мысль, 1984. 734 с.

4. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 731 с.

5. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1965. 847 с.

6. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с.

7. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.

8. Виндельбанд В. Прелюдии: философские речи и статьи. СПб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1904. 374 с.

9. Риккерт Г. Два пути теории познания // Новые идеи в философии: Сб. 7. Теория познания III. СПб., 1913. С. 1-79.

10. Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; Под ред. А. В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. 413 с.

11. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 c.

12. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994. 719 с.

13. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 272 с.

14. Michalos A. C., ed. Philosophical problem of science and technology. Boston: Allyn & Bacon Publ., 1974. 623 p.

15. Frondizi R. What is value?: An Introduction to axiology. LaSalle, IL: Open Court Publ., 1971. 169 p.

16. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.

17. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / Пер. с нем. СПб.: Алетейя, 1994. 432 с.

18. Залевская З. П. Духовно-культурные ценности: сущность, особенности, функционирование: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Киев, 1990. 16 с.

19. Богданов А. Н. Тектология: (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. Кн. 1. М.: Экономика, 1989. 304 с.

20. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с англ. И. Дубинского; Под ред. С. Писарева. Киев: INT Пресс; М.: Релф бук, 1999. 403 c.


Рецензия

Для цитирования:


Потёмкин В.К. Ценности персонала современных предприятий: истоки, историческая память, ориентация на эффективность и качество работы. Экономика и управление. 2018;(2):57-63.

For citation:


Potyemkin V.K. Values of Personnel of Modern Enterprises: Origins, Historical Memory, Focus on Efficiency and Quality of Work. Economics and Management. 2018;(2):57-63. (In Russ.)

Просмотров: 187


ISSN 1998-1627 (Print)