Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Финансовая грамотность как фактор, влияющий на формирование финансовых ресурсов

Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение финансовой грамотности населения как фактора, влияющего на формирование доходов и расходов в кратко- и долгосрочном периоде. Цель. Проанализировать основные тенденции в области уровня финансовой грамотности, которые влияют на процесс функционирования финансовых рынков. Задачи. Определить основные направления повышения финансовой грамотности на государственном уровне; изучить совокупность применяемых инструментов; уточнить результаты проводимой государством политики в этом направлении. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена стратегия повышения финансовой грамотности, выявлены тенденции, характерные для современного состояния доходов и расходов домохозяйств. Результаты. Финансовая грамотность является важным фактором, обеспечивающим благоприятный результат по формированию финансовых ресурсов: темпов развития национальной экономики и степени развития институтов и продуктов финансовых рынков. Выводы. Уделение внимания уровню финансовой грамотности населения страны позволяет не только выявить специфику проблем повышения эффективности использования финансовых продуктов, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих формирование финансовых ресурсов.

Об авторах

Анна Юрьевна Румянцева
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Аньигба Ход
Международная нобелевская бизнес-школа
Россия


Список литературы

1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2039-р от 25 сентября 2017 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/.

2. Atkinson A., McKay S., Kempson E., Collard S. Levels of Financial Capability in the UK: Results of a Baseline Survey. L.: Financial Services Authority, 2006. 150 p.

3. Brown A. M., Collins J. M., Schmeiser M. D., Urban C. State Mandated Financial Education and the Credit Behavior of Young Adults. Divisions of Research & Statistics and Monetary Affairs, Federal Reserve Board, Finance and Economics Discussion Series: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/pubs/feds/2014/201468/201468pap.pdf.

4. Danes S., Huddleston-Casas C., Boyce L. Financial planning curriculum for teens: impact evaluation // Journal of Financial Counseling and Planning. 1999. Vol. 10. N 1. P. 25-37.

5. Thaler R. H. Some Empirical Evidence on Dynamic Inconsistency // Economic Letters. 1981. Vol. 8, N 3. P. 201-207.

6. Baumann C., Hall T. Getting Cinderella to the ball: putting education at the heart of financial education // International Journal of Consumer Studies. 2012. Vol. 36, N 5. P. 508-514.

7. Crain S., Ragan K. Designing a financial literacy course for a liberal arts curriculum // International Journal of Consumer Studies. 2012. Vol. 36, N 5. P. 515-522.

8. Румянцева А. Ю., Колпикова Е. В. Роль финансовой культуры в управлении предприятием // Экономика и управление. 2012. N 6 (80). С. 69-73.

9. Xiao J. J., O’Neill B. Consumer financial education and financial capability // International Journal of Consumer Studies. 2016. Vol. 40, N 6. P. 712-721.

10. Fernandes D., Lynch J. G. Jr., Netemeyer R. Financial literacy, financial education, and downstream financial behaviors // Management Science. 2014. Vol. 60, N 8. P. 1861-1883.

11. Mandell L., Klein L. The impact of financial literacy education on subsequent financial behavior // Journal of Financial Counseling and Planning. 2009. Vol. 20, N 1. P. 15-24.

12. Strotz R. H. Urban transportation parables // J. Margolis (ed.) The public economy of urban communities. Resources for the Future, Washington D.C., 1965. P. 127-169.

13. Xiao J., Chen C., Chen F. Consumer financial capability and financial satisfaction // Social Indicators Research. 2014. Vol. 118, N 1. P. 415-432.

14. Xiao J., Chen C., Sun L. Age differences in consumer financial capability // International Journal of Consumer Studies. 2015. Vol. 39, N 4. P. 387-395.

15. Изучение финансового поведения населения и привычки к накоплению сбережений // Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам, проведенное Исследовательским центром ЗАО «Демоскоп» по заказу Министерства финансов РФ (Москва, 2014 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/.

16. Потребительское кредитование в России: перспективы и риски на основе обследований финансов домашних хозяйств // Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования Банка России, сентябрь 2017 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/content/.document/file/27556/analytic_note_170928_e.pdf.

17. Shim S., Serido J., Bosch L., Tang C. Financial identity-processing styles among young adults: a longitudinal study of socialization factors and consequences for financial capabilities // Journal of Consumer Affairs. 2013. Vol. 47, N 1. P. 128-152.

18. Angeletos G. M., Laibson D., Repetto A., Tobacman J., Weinberg S. The hyperbolic consumption model: Calibration, simulation, and empirical evaluation // The Journal of Economic Perspectives. 2001. N 15. P. 47-68.

19. Farkas S., Johnson J. Miles to Go: A Status Report on Americans’ Plans for Retirement. N. Y.: Public Agenda, 1997. 36 p.

20. Stigler G. The development of utility theory. Chap. 5 in Essays in the History of Economics. Chicago:University of Chicago Press, 1965. P. 66-156.

21. Taylor M. Measuring financial capability and its determinants using survey data // Social Indicators Research. 2011. Vol. 102, N 2. P. 297-314.

22. Loewenstein G., Prelec D. Anomalies in Intertemporal Choice: Evidence and an Interpretation // Quarterly Journal of Economics. 1992. Vol. 107, N 2. P. 573-597.

23. Robb C. A., Sharpe D. L. Effect of personal financial knowledge on college students’ credit card behavior // Journal of Financial Counseling and Planning Education. 2009. Vol. 20, N 1. P. 25-43.


Рецензия

Для цитирования:


Румянцева А.Ю., Ход А. Финансовая грамотность как фактор, влияющий на формирование финансовых ресурсов. Экономика и управление. 2017;(10):74-80.

For citation:


Rumyantseva A.Yu., Anyigba H. Antecedents of Consumer Financial Capability and Its Effect on Financial Resource Mobilization. Economics and Management. 2017;(10):74-80. (In Russ.)

Просмотров: 297


ISSN 1998-1627 (Print)