Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Разработка методики оценки устойчивости развития туристической дестинации

Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение содержания феномена устойчивости развития туристических дестинаций с разработкой методического инструментария его оценки. Цель. Обосновать параметры теоретической модели устойчивости развития туристической дестинации и разработать методику ее оценки, адаптированную для целей управления устойчивым развитием территорий, на которых сконцентрировано оказание туристических услуг. Задачи. Уточнить организационно-экономические основы функционирования туристической отрасли, разработать теоретическую модель устойчивости развития туристической дестинации, обосновав состав, содержание и метрики расчета показателей ее оценки. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания уточнены организационно-экономические основы функционирования туристической отрасли и содержание элементов теоретической модели устойчивости ее развития, позволившее предложить методику расчета показателей ее оценки. Результаты. Рассмотрены организационно-экономические основы функционирования туристической отрасли. Уточнено содержание категории «устойчивое развитие туристических дестинаций», под которым авторы предлагают понимать непрерывный процесс сбалансированного целенаправленного и прогрессивного развития территорий, на которых сконцентрировано производство и потребление туристических продуктов, предполагающий совершенствование сферы оказания туристических услуг, обеспечивающее в условиях динамических изменений внутренней и внешней среды рост национальной (региональной) экономики и положительно влияющее на имидж страны (региона). На основе анализа используемых в российской туристической отрасли методик и алгоритмов рейтинговых оценок уровня развития и конкурентоспособности туристических дестинаций, скорректированных в соответствии со сформулированными в статье методологическими принципами, предложена методика оценки устойчивого развития туристической дестинации, состоящая из пяти групп метрик, по числу выделяемых ключевых факторов устойчивости развития туристической дестинации. Выводы. Уточнение содержания теоретической модели устойчивости развития туристической дестинации с обоснованием состава ключевых факторов и методологических принципов ее оценки позволяет предложить работающий инструментарий управления сбалансированным развитием территорий, на которых сконцентировано производство и потребление туристических продуктов.

Об авторах

Алексей Игоревич Балашов
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Лариса Геннадьевна Каранатова
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Алексей Дмитриевич Шматко
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


Список литературы

1. Воронцова М. Г., Быстров С. А. Гостиничный бизнес: теория и практика. СПб.: СПбГУКИ, 2014. 168 с.

2. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования // утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. № 1542-ст: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200114767.

3. Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями // Приказ Министерства культуры РФ от 11 июля 2014 г. № 1215: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70843354/.

4. Пайн Б. Дж., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: Вильямс, 2005. 304 с.

5. Ермилова Д. В., Сеселкин А. И. Экономика впечатлений и туризм в обществе мечты // Вестник университета. 2015. № 2. С. 85-89.

6. Кривошеева Т. М., Казакова С. А. Туристская аттрактивность вторичных туристских ресурсов // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7 (45). С. 72-78.

7. Кравченко Н. А. Критерии эффективности реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым // Псковский регионологический журнал. 2015. № 22. С. 43-58.

8. Ушакова Е. О. Особенности оценки ресурсов территории для развития туристской отрасли // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7. С. 259-264.

9. Балашов А. И. Оценка перспектив развития туристической дестинации Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2016. № 5 (89). С. 75-80.

10. Михалев О. В. Экономическая устойчивость хозяйственных систем: методология и практика научных исследований и прикладного анализа. СПб.: СПбАУЭ, 2010. 200 с.

11. Куприянов С. В., Стрябкова Е. А. Кластер как форма организации и современного развития промышленности (теория и методология). Белгород: БелГТУ, 2007. 97 с.

12. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ., 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. 453 с.

13. Балашов А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 160 с.

14. Критерии оценки туристической привлекательности региона / Междунар. центр ответственного туризма Российской Федерации и СНГ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://icrt-russia.ru/kriterii-otsenki-turisticheskoj-privlekatelnostiregiona.

15. Рейтинг событийного потенциала дестинации - 2015: Выставочный науч.-исследоват. центр R&C: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mice.ru/images/web/report_regions_2015.PDF.

16. Number of World Heritage Properties by region // Официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://whc.unesco.org/en/list/stat#d1.

17. Россолов П. Г. Основные подходы к определению доли теневого сектора в экономике // Terra Economicus. 2011. Т. 9, № 3. Ч. 3. С. 43-47.

18. Попов В. В. Методы измерения теневой экономики и их использование в постсоветской России // Экономическая теория преступлений и наказаний. Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. Ч. 2. 2002. № 4: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corruption.rsuh.ru/magazine/3/n4-08.html.

19. Гаврилов Л. П. Электронная коммерция: Учебник. М.: Юрайт, 2016. 363 с.


Рецензия

Для цитирования:


Балашов А.И., Каранатова Л.Г., Шматко А.Д. Разработка методики оценки устойчивости развития туристической дестинации. Экономика и управление. 2017;(7):25-34.

For citation:


Balashov A.I., Karanatova L.G., Shmatko A.D. Development of Sustainability Methodlogy for a Tourism Destination. Economics and Management. 2017;(7):25-34. (In Russ.)

Просмотров: 101


ISSN 1998-1627 (Print)