Preview

Economics and Management

Advanced search

Development of Regional Industrial Policy Tools in the Russian Federation

Abstract

This study aims to examine over 20 years of experience in the implementation of industrial policy in the federal subjects of the Russian Federation. Tasks. This study identifies major stages in the development of regional industrial policy, drawing conclusions on the current demands of the federal subjects of the Russian Federation for industrial activity stimulation mechanisms. Results. The development of regional industrial policy in the Russian Federation has under gone several stages: (1) 1995-2004: establishment of regional industrial policy;(2) 2005-2014: search for efficient industrial policy tools at the federal and regional levels; and (3) 2015-present: development of new regional industrial policy tools. This study provides a detailed description of each stage from the perspective of tools used for the management and regulation of industrial policy at the regional level and forms of industrial organization support. It likewise analyzes the best regional practices regarding industrial incentives along with the potential for replication. The findings suggest that 2015 marked a new phase of active cooperation between the federal center and its regions for industrial regulation, based on common (negotiated) principles and goals as well as bilateral systemic interaction. Conclusion. The nature of the implementation of industrial policy in Russia in the 1995-2015period and the process of its formation can be characterized as bilateral and in some ways even cyclic (regions - center - regions). In the coming years, this cyclic nature may serve as a basis for further improvement of the mechanisms used in government regulation of industrial development in Russia, which is itself based on a reinterpretation of regional industrial development initiatives.

About the Author

Denis V. Manturov
the Ministry of Industry and Trade
Russian Federation


References

1. Барабанов М. Годы без промышленной политики (особенности российской переходной экономики) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. С. 84-90.

2. Бодрунов С. Д. Императивы, возможности и проблемы реиндустриализации // Экономическое возрождение России. 2013. № 1 (35). С. 4-12.

3. Вертакова Ю. В., Истомин А. В. Индикативный подход к прогнозированию развития многоотраслевого комплекса региона / Рос. акад. наук, Кольский науч. центр, Ин-т экон. пробл. Апатиты, 2005. 163 с.

4. Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. Эволюция государственной промышленной политики в России //Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 2 (22). С. 152-178.

5. Молчанова Н. П. Организационно-экономические аспекты государственного регулирования промышленности российских регионов // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 21-30.

6. Романова О. А., Стариков Е. Н. Изменение вектора промышленной политики и возможности инновационного развития промышленных регионов // Экономика региона. 2015. № 3. С. 322-333.

7. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия. М.: Экономика, 2000. 381 с.

8. Об основных направлениях реализации промышленной политики в Чувашской Республике на 1994-1995 гг.: Постановление совета министров Чувашской Республики от 30 декабря 1993 г. № 445: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/13467506/ 9297168/.

9. О концепции региональной политики в машиностроении Тульской области: Постановление губернатора Тульской области от 30 июля 1996 г. № 458: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tula.news-city.info/docs/sistemsb/dok_oeqhbb/index.htm.

10. Об основных направлениях региональной промышленной политики в 1995-1997 гг.: Постановление главы администрации Рязанской области от 14 ноября 1995 г. № 395: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/439016105.

11. Артамонов Е. А. Региональная промышленная политика и ее реализация в Калужской области //Социология власти. 2011. № 3. С. 112-118.

12. Башкирцев А. С. К вопросу об обосновании приоритетов развития при формировании региональной промышленной политики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013.№ 4 (24). С. 159-172.

13. Леонтьев А. Н. Субъект и объект промышленной политики // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 14,№ 16 (119). С. 56-61.

14. Михайлов А. Н., Зубарев А. С., Емельянов С. Г., Вертакова Ю. В., Харченко Е. В. Стратегические приоритеты регионального развития. М.: Альфа-М,2011. 480 с.

15. Российский статистический ежегодник, 1998-2002 гг.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://istmat.info/node/21369.

16. Паникарова С. В. Проблемы совершенствования региональных целевых программ // Региональная экономика и управление. 2005. № 4 (4). С. 20-23.

17. Большаков О. В. Нормативное регулирование региональной промышленной политики в ЦФО Российской Федерации // Труды ТГТУ: Сб. науч. ст.молодых ученых и студентов / Тамбовский гос. техн. ун-т. Тамбов, 2006. Вып. 19. 236 с.

18. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. № 4. С. 75-86.

19. Бурцева Т. А., Сухинин И. В. Проблемы становления новой региональной промышленной политики в условиях инновационного развития // Современная экономика: проблемы и решения. 2012.№ 8 (32). С. 24-36.

20. Бурцева Т. А. Методология статистического исследования инвестиционной привлекательности региона и результативности реализации его инвестиционной политики: Дисс.. д-ра экон. наук. М., 2013. 326 с.

21. Богачев И. И. Направления повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на основе кластеризации (на примере Калужской области): Дисс.. канд. экон. наук. М., 2016.224 с.

22. Валитов Ш. М., Сафиуллин А. Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики. М.: Экономика, 2010. 254 с.

23. Веселова Э. Ш. Что делает Татарстан успешным регионам // ЭКО: Всеросс. экон. ж-л. 2015. № 1(487). C. 5-25.

24. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 4 / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 248 с.

25. Рейтинг регионов России по эффективности промышленного производства // Экономические исследования. 2012. № 12: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/25/1269120168/AllStObz_1_12.pdf.

26. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ // Агентство стратегических инициатив: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asi.ru/investclimate/rating.

27. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2015 года // Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2015/.

28. Воронкина Л. В., Иванова О. В. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как элемент национальной инновационной системы // Наука. Инновации. Образование: Альманах. Вып. 2: Актуальные вопросы развития науки и сферы инноваций. 2007. С. 333-342.

29. Идрисов Г. И. Промышленная политика России в современных условиях. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 160 с.

30. Михеева Н. Н. Структурные факторы региональной динамики: измерение и оценка // Пространственная экономика. 2013. № 1. С. 11-32.

31. Москвитина Н. А., Носова А. Н., Романова Е. В. Калужская область и Бавария: сравнительный анализ институциональных факторов регионального развития // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2015. № 4. С. 81-88.

32. Сафина А. И. Оценка промышленного потенциала Республики Татарстан // Научные труды Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан. 2012. № 5.С. 201-205.

33. О ведомственной целевой программе «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области»: Приказ Мин-ва развития информац. общ-ва и инноваций Калужской обл. от 27 января 2011 г. № 24-од (ред. от 12 мая 2012 г.).: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://export40.ru/support/region/inovation/.

34. Харитонова Л. А., Витютина Т. А. Совершенствование механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности в Калужской области //Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 66-70.

35. Гафуров И. Р., Васильев И. Л. Анализ функционирования и перспектив развития региональной инновационной системы Татарстана // Инновации.2008. № 4. С. 78-83.

36. О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет: Закон Липецкой области от 29 мая 2008 г. № 151-ОЗ (ред. от 1 апреля 2016 г.) / Принят постановлением Липецкого областного совета депутатов от 28 мая 2008 г. № 625-пс): [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/872609090.

37. О налоге на имущество организаций в Липецкой области: Закон Липецкой области от 27 ноября 2003 г. № 80-ОЗ (ред. от 1 апреля 2016 г.) / принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 ноября 2003 г. № 386-пс.

38. О транспортном налоге в Липецкой области: Закон Липецкой области от 25 ноября 2002 г. № 20-ОЗ (ред. от 1 апреля 2016 г.) / Принят постановлением Липецкого областного совета депутатов от 14 ноября 2002 г. № 114-пс: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/872604163.

39. Московцев В. В., Гольцов А. В., Корнева Ж. В., Мещерякова Н. В. Специфика региональной инновационной политики в Липецкой области //Инновационный вестник Регион. 2008. № 2.С. 3-6.

40. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12141177/.

41. Карлова Н. Б. Особые экономические зоны в РФ //Вестник научных конференций. 2016. № 10-2(14). С. 48-50.

42. Титов Д. Не стоит торопиться закрывать туристско-рекреационные ОЭЗ // Экономика и жизнь.2014. № 34 (9550): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/255285/.

43. Региональный центр развития государственно-частного партнерства Липецкой области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lipetsk.pppcenter.ru/ru.

44. О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Липецкой области: Постановление Администрации Липецкой области от 27 мая 2013 г. № 247 (ред.от 19 декабря 2013 г.): [Электронный ресурс].Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/872621399.

45. Сидорова Е. Н., Tатаркин Д. А. Институты развития как инструмент реализации государственной инвестиционной политики: анализ современного состояния, оценка результативности // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15, № 4. С. 506-528.

46. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р (ред. от 29 ноября 2014 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstvarf-ot-10032006-n-328-r/.

47. Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: Приказ Минобрнауки РФ от 23 июня 2009 г. № 218 (утратил силу с 1 сентября 2013 г. на основании приказа Минобрнауки России от 23 июля 2013 г. № 611): [Электронный ресурс].Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902169887.

48. Плитман А. Технопарки: в ожидании инновационного прорыва // CRN/RE («ИТ-бизнес»). 2013.№ 14 (409): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=84105.

49. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: (с изменениями и дополнениями) (утратило силу):[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12165680/.

50. Молчанов Н. Н., Молчанов А. Н. Технопарки - концепция «четвертой спирали» // Инновации.2014. № 7 (189). С. 39-46.

51. Костюнина Г. М., Баронов В. И. Технопарки в зарубежной и российской практике // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 3 (24). С. 91-99.

52. О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года: Постановление Правительства Калужской области от 29 июня 2009 г. № 250 (с изменениями на 12 февраля 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/972215857.

53. Карта кластеров России: [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://map.cluster.hse.ru/.

54. Журавлева О. В., Дорофеева Т. Д. Создание индустриальных парков как механизм развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 7 (430). С. 49-61.

55. Индустриальные парки России: отраслевой обзор. Вып. 1. НП «Ассоциация индустриальных парков», 2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/889/Obzor2013AIP.pdf.

56. Шабанова К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. 2014. № 7 (66). С. 433-435.

57. Об утверждении Порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной поддержки в форме субсидий: Постановление КМРТ от 19 июня 2013 г. № 416 (ред. от 11 июля 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463303400.

58. Навроцкий Р. О., Щеглов А. А. Анализ нормативно-правовых основ формирования и развития индустриальных парков в Тверской области и направления их совершенствования // ИнноЦентр. 2015. Вып. № 1 (6). C. 23-38.

59. Печаткин В. В., Перфилов В. А. Импортозамещающая кластерная политика как направление повышения устойчивости развития регионов России в условиях геополитической неопределенности //Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 29. С. 49-58.

60. Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Российская промышленность: текущее состояние и перспективы развития // Экономика и управление. 2014. № 5 (103). С. 39-44.

61. Сафина А. И. Структурные элементы современной концепции территориальной промышленной политики (на примере Республики Татарстан) //Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 4. С. 189-197.

62. Симачев Ю., Кузык М., Кузнецов Б., Погребняк Е.Россия на пути к новой технологической промышленной политике: среди манящих перспектив и фатальных ловушек // Форсайт. 2014. Т. 8, № 4. С. 6-23.

63. Академик Аганбегян: нужно переходить к новой экономической политике // Мир новой экономики.2014. № 4. С. 6-12.

64. О включении инвестиционных проектов в Перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности: Приказ Минпромторга России от 9 декабря 2015 г. № 3986: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420328221.

65. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Фед. закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70831204/.

66. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. № 614: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71107924/.

67. Рисин И. Е., Трещевский Д. Ю. Типологизация инновационного развития регионов России на основе поэтапной кластеризации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 1. С. 20-27.

68. Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков: Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794: [Электронный ресурс]. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/420293391.

69. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71150302/.

70. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения: Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71314830/.

71. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013-2016 гг. на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков, в рамках подпрограммы «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Постановление Правительства РФ от11 августа 2015 г. № 831: [Электронный ресурс].Режим доступа: http://base.garant.ru/71162366/.

72. Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков: Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70785652/.

73. О внесении изменения в план мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации, утвержденный приказом Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 662: Приказ Минпромторга России от17 декабря 2015 г. № 4129: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420328219


Review

For citations:


Manturov D.V. Development of Regional Industrial Policy Tools in the Russian Federation. Economics and Management. 2017;(5):4-17. (In Russ.)

Views: 211


ISSN 1998-1627 (Print)