Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Факторы развития инноваций в деятельности малых и средних предприятий

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1461-1471

Аннотация

Цель. Выявление факторов, обладающих наибольшей значимостью для предприятий малого и среднего бизнеса в процессе реализации инновационной деятельности.
Задачи. Проведение систематического обзора и установление факторов, влияющих на инно- вационное развитие малых и средних предприятий (МСП), на основе анализа опубликованных работ российских и зарубежных ученых; определение детерминант повышения инновационного потенциала МСП.
Методология. Авторами статьи использованы контент-анализ публикаций различных исследователей, посвященных рассматриваемой теме, а также метод анализа иерархий в качестве инструмента определения наиболее значимых факторов и критериев повышения инновационного развития МСП.
Результаты. Установлено, что наиболее значимы такие факторы, как управленческие компетенции, технологический потенциал и финансовый аспект. Проведенное исследование свидетельствует о том, что данные факторы, а также критерии, формирующие каждый из них, являются ключевыми, определяющими инновационную активность МСП. Результаты анализа иерархий указывают на необходимость интегрированного подхода к развитию инновационной активности МСП, включающего в себя совершенствование управленческих практик, модернизацию технологической базы и обеспечение финансовой устойчивости.
Выводы. На основе контент-анализа представлен перечень факторов, определяющих инновационное развитие МСП. Применение метода анализа иерархий позволило сформировать иерархическую модель и ранжировать выявленные факторы по степени их влияния на развитие инновационной деятельности МСП. Для верификации достоверности и непротиворечивости данных применен формализованный аппарат проверки согласованности экспертных суждений. Интерпретация итоговых расчетов векторов приоритетов помогла выявить и раскрыть доминирующую роль трех детерминант: технологического потенциала предприятия, уровня развития управленческих компетенций и финансово-экономических условий хозяйствования, определяющих инновационную активность МСП.

Об авторах

И. И. Аубекиров
Московский университет «Синергия»
Россия

Ильяс Ислямович Аубекиров, аспирант

125315, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. Г


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



А. Ю. Анисимов
Московский университет «Синергия»
Россия

Александр Юрьевич Анисимов, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора факультета информационных технологий, доцент кафедры информационного менеджмента имени профессора В. В. Дика

125315, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. Г


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Ерыгина Л. В., Орлова К. В. Роль инновационных малых предприятий в современной экономике // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 2014. № 5. С. 271–275.

2. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Культура предпринимательства как фактор управления социально-экономическим развитием // Бюллетень науки и практики. 2016. № 8. С. 137–147. https://doi.org/10.5281/zenodo.60255

3. Борщ Л. М., Буркальцева Д. Д., Польская С. И. Развитие макроэкономической нестабильности на фоне мировых вызовов и циклических колебаний // π-Economy. 2022. Т. 15. № 3. С. 35–50. https://doi.org/10.18721/JE.15303

4. Щепакин М. Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 8. С. 1945–1966. https://doi.org/10.18334/epp.11.8.112801

5. Устинова Л. Н., Устинов Д. А., Фахриев Э. Р., Сиразетдинова Э. Р. Индикаторный подход к анализу инновационного развития макросистем // Вопросы инновационной экономики. 2024. Т. 14. № 1. С. 13–26. https://doi.org/10.18334/vinec.14.1.120577

6. Крепкова М. К. Малое и среднее предпринимательство: анализ состояния в 2015 и 2022 годах // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2024. № 2. С. 47–61. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-2/1131

7. Rauch E., Dallasega P., Unterhofer M. Requirements and barriers for introducing smart manufacturing in small and medium-sized enterprises // IEEE Engineering Management Review. 2019. Vol. 47. No. 3. P. 87–94. https://doi.org/10.1109/EMR.2019.2931564

8. Kyrgidou L. P., Spyropoulou S. Drivers and performance outcomes of innovativeness: An empirical study // British Journal of Management. 2013. Vol. 24. No. 3. P. 281–298. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.2011.00803.x

9. Bayarçelik E. B., Taşel F., Apak S. A research on determining innovation factors for SMEs // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 150. P. 202–211. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.09.032

10. Хечиев Е. В. Типология инфраструктурных ограничений развития бизнеса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. № 1. С. 228–235.

11. Мусостов З. Р., Дудаев Т. А. М. Государственная поддержка инновационной деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12-2. С. 149–156. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-11092

12. Власов И. П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2009. № 9. С. 22–28.

13. Шелестова Д. А., Шор Д. М., Шор И. М. Государственная финансовая поддержка как фактор развития субъектов малого и среднего бизнеса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 421–424. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.2019.43783

14. Якушкина Н. П. Факторинговое финансирование инновационной деятельности: региональный аспект // Креативная экономика. 2013. Т. 7. № 3. С. 91–96. https://doi.org/10.18334/ce.7.3.4903

15. Lecerf M.-A. Internationalization and innovation: The effects of a strategy mix on the economic performance of French SMEs // International Business Research. 2012. Vol. 5. No. 6. P. 2–13. https://doi.org/10.5539/ibr.v5n6p2

16. Беляков В. Н., Трофимова В. В., Хавер В. Н. Анализ факторов, влияющих на принятие решения о финансировании инновационных проектов // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 1. С. 59–68. https://doi.org/10.24891/ea.16.1.59

17. Алиев А. А. Факторы, влияющие на финансовый потенциал инновационного развития компаний // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 7. С. 1370–1381. https://doi.org/10.24891/ea.16.7.1370

18. Пименова А. Л., Морозова Н. В. Проблемы реализации образовательных программ обучения студентов-магистрантов в области экономики и управления // Проблемы современной экономики. 2017. № 3. С. 215–218.

19. Брялина Г. И. Инновационные возможности российского малого бизнеса // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 1. С. 85–96.

20. Hsieh R.-M., Kelley D. J. The role of cognition and information access in the recognition of innovative opportunities // Journal of Small Business Management. 2016. Vol. 54. No. S1. P. 297–311. https://doi.org/10.1111/jsbm.12300

21. Gunsel A., Siachou E., Acar A. Z. Knowledge management and learning capability to enhance organizational innovativeness // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 24. P. 880–888. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.09.012

22. Al Koliby I. S., Mehat N. A. B., Al-Swidi A. K., Al-Hakimi M. A. Is knowledge management a missing link? Linking entrepreneurial competencies and sustainable performance of manufacturing SMEs // The Bottom Line. 2024. Vol. 37. No. 1. P. 71–97. https://doi.org/10.1108/BL-07-2023-0230

23. Abrokwah-Larbi K. The impact of customer-focus on the performance of business organizations: Evidence from SMEs in an emerging West African economy // African Journal of Economic and Management Studies. 2024. Vol. 15. No. 1. P. 31–59. https://doi.org/10.1108/AJEMS-04-2022-0167

24. Bekata A. T., Kero C. A. Customer orientation, open innovation and enterprise performance, evidence from Ethiopian SMEs // Cogent Business & Management. 2024. Vol. 11. No. 1. Article 2320462. https://doi.org/10.1080/23311975.2024.2320462

25. Arifin N. R., Hartono A. The effect of absorptive capacity and innovation strategy on Indonesian SMEs’ performance with open innovation as the mediator // International Review of Management and Marketing. 2025. Vol. 15. No. 3. 343–351. https://doi.org/10.32479/irmm.18431

26. Погребцова Е. А. Малое и среднее предпринимательство в продвижении инновационной продукции (на примере Сибирского федерального округа) // Экономика высокотехнологичных производств. 2024. Т. 5. № 2. С. 93–108. https://doi.org/10.18334/evp.5.2.120791


Рецензия

Для цитирования:


Аубекиров И.И., Анисимов А.Ю. Факторы развития инноваций в деятельности малых и средних предприятий. Экономика и управление. 2025;31(11):1461-1471. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1461-1471

For citation:


Aubekirov I.I., Anisimov A.Yu. Factors in the development of innovation in small and medium-sized enterprises. Economics and Management. 2025;31(11):1461-1471. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1461-1471

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)