Трансформация подходов к исследованию воздействия университета и региона на развитие друг друга
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1398-1408
Аннотация
Цель. Рассмотрение ключевых этапов эволюции подходов к исследованию воздействия университета и региона на развитие друг друга.
Задачи. Выявление и систематизация основных этапов эволюции подходов к исследованию воздействия университета и региона на развитие друг друга; критический анализ существующих подходов; определение актуальных тенденций; обоснование необходимости совершенствования методов и инструментов анализа и оценки степени взаимного развития университета и региона, в том числе в целях адаптации и повышения эффективности конкурентных стратегий современных университетов.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены факторы и механизмы воздействия университета и региона на развитие друг друга, представляющие повышенный исследовательский интерес ввиду исполнения учреждениями сектора высшего образования образовательной, научно-исследовательской, инновационной и других функций, влияющих на социально-экономические процессы на территории присутствия и за ее пределами.
Результаты. При проведении системного анализа российских и зарубежных исследований выделены и охарактеризованы ключевые этапы трансформации подходов к изучению воздействия университета и региона на развитие друг друга. Выявлены недостатки теоретических и аналитико-оценочных подходов, а также прослеживаются существующие тенденции. Аргументирована необходимость расширения теоретико-методологической базы в области анализа и оценки взаимного развития университета и региона, в том числе в целях адаптации стратегий развития деятельности и конкурентного поведения на изменяющемся рынке услуг высшего образования с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
Выводы. В статье обосновано утверждение о воздействии взаимосвязи университета и региона на процессы адаптации стратегий развития последнего, «встраивания» направлений конкурентной борьбы на рынке услуг высшего образования в общий «контур» социально-экономического развития территории присутствия с целью получения дополнительных бенефитов (обеспеченность ресурсами, совместные проекты и программы, вовлеченность в бизнес-сферу, коммерциализация и диффузия инноваций, др.).
Ключевые слова
Об авторах
А. Д. ШматкоРоссия
Алексей Дмитриевич Шматко, доктор экономических наук, профессор, директор, и. о. декана факультета Б «Базовое инженерное образование»
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1
Конфликт интересов:
авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Е. В. Зверева
Россия
Елена Викторовна Зверева, аспирант, преподаватель кафедры Б6 «Стратегическое управление высокотехнологичными предприятиями»
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1
Конфликт интересов:
авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
А. А. Лопатин
Россия
Андрей Александрович Лопатин, аспирант
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Конфликт интересов:
авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. Гареева Д. Р., Шеломенцев А. Г. Роль университетов в социально-экономическом развитии регионов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2023. Т. 3. № 4. С. 428−439. http://doi.org/10.34130/2070-4992-2023-3-4-428
2. Университет и город в России (начало XX века) / под ред. Т. Маурер, А. Дмитриева. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 784 с.
3. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8−69. http://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-8-69
4. Ваганова А. С. Оценка влияния высшего образования на социально-экономическое развитие регионов // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 1. С. 23–26.
5. Сорокин С. Э. «Третья миссия» университетов: социально-философский анализ: дис. … д-ра филос. наук. Архангельск, 2020. 417 с.
6. Перфильева О. В. Роль вузов в региональном развитии: методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. Т. 5. № 3. С. 11–20.
7. Панов С. А., Пахомова Е. А., Пахомов А. В., Крупнева Ю. В. Методический подход к оценке влияния вуза на социально-экономическое развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 6. С. 2–14.
8. Caffry J., Isaacs H. Estimating the impact of a college or university on the local economy. Washington: DC: American Council of Higher Education, 1971. 73 p.
9. Booth G. G., Jarrett J. E. The identification and estimation of a university’s economic impacts // The Journal of Higher Education. 1976. Vol. 47. No. 5. P. 565–576. https://doi.org/10.1080/00221546.1976.11774077
10. Elliott D. S., Levin S. L., Meisel J. B. Measuring the economic impact of institutions of higher education // Research in Higher Education. 1988. Vol. 28. No. 1. P. 17–33. https://doi.org/10.1007/BF00976857
11. Bluestone B. UMASS Boston: An economic impact analysis. Boston: John W. McCormack Institute of Public Affairs; The University of Massachusetts, 1993. 84 р.
12. Charles D. R. Universities and engagement with cities, regions and local communities // Rebalancing the social and economic: Learning partnership and place / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson. Leicester: NIACE, 2005. P. 148–150.
13. Борисова Л. В., Лешуков О. В. Высшие учебные заведения в социально-экономическом пространстве // Высшее образование сегодня. 2014. № 12. С. 34–40.
14. Лешуков О. В., Евсеева Д. Г., Громов А. Д., Платонова Д. П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 30 с.
15. Вертинова А. А. Методика оценки уровня соразвития университетов и региона как экосистемы // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журнал. 2021. № 2. URL: https://eee-region.ru/article/6614/ (дата обращения: 10.03.2025).
16. Боуш Г. Д., Вертинова А. А., Солдатова Л. С. Инновационное развитие регионов: роль университетов // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 4. С. 1229–1238. https://doi.org/10.18334/epp.14.4.120671
17. Барышникова М. Ю., Вашурина Е. В., Шарыкина Э. А. и др. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-8-43
18. Попов А. А., Глухов П. П. Роль университетов в конкурентоспособности городов и городских агломераций // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 75–87. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87
19. Медушевский Н. А., Перфильева О. В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2016. № 3. С. 19–31.
20. Pinheiro R., Benneworth P., Jones G. A. Universities and regional development: A critical assessment of tensions and contradictions. London: Routledge, 2012. 265 p.
21. Chatterton P., Goddard J. The response of higher education institutions to regional needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35. No. 4. Р. 475–496. https://doi.org/10.1111/1467-3435.00041
22. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновации. 2011. № 4. С. 5–10.
23. Кичатинова Е. Л., Олейников И. В. Концепция «четверной спирали» и инновационное развитие регионов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 29. С. 53–62. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.29.53
Рецензия
Для цитирования:
Шматко А.Д., Зверева Е.В., Лопатин А.А. Трансформация подходов к исследованию воздействия университета и региона на развитие друг друга. Экономика и управление. 2025;31(11):1398-1408. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1398-1408
For citation:
Smatko A.D., Zvereva E.V., Lopatin A.A. Transformation of approaches to studying the impact of universities and regions on each other’s development. Economics and Management. 2025;31(11):1398-1408. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1398-1408















