Формирование механизмов устойчивого развития рынка сферы услуг в регионе
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-934-944
Аннотация
Цель. Выявить и обосновать механизмы устойчивого развития сферы услуг в регионе на примере Республики Татарстан.
Задачи. В ходе исследования рассмотреть различные виды услуг (туристические, медицинские, жилищно-коммунальные, финансовые и др.) и проанализировать их роль в социальноэкономическом развитии региона.
Методология. Методологической основой работы является анализ научной литературы, статистических данных и нормативно-правовых актов, что позволило определить ключевые особенности рынка услуг (нематериальность, синхронность производства и потребления), а также основные факторы конкурентоспособности и инновационности его предприятий.
Результаты. Развитие отрасли услуг положительно влияет на социальную сферу за счет создания новых рабочих мест и повышения качества жизни населения. Интеграция современных технологий способствует сохранению природных ресурсов, а развитие экологического и сельского туризма помогает защитить экологию и культуру региона благодаря получению дополнительного финансирования от этой деятельности. Результаты исследования указывают на необходимость кластерного подхода, цифровой трансформации и государственного стимулирования для повышения эффективности и сбалансированности рынка услуг. Предложенные рекомендации могут быть использованы региональными органами власти и бизнес-сообществом в их практической деятельности.
Выводы. Устойчивое развитие сферы услуг предполагает увеличение разнообразия услуг за счет экономического развития и спроса, а также повышение их качества благодаря конкуренции и интеграции современных технологий. Кроме того, устойчивое развитие подразумевает тесную взаимосвязь между образовательными организациями, бизнесом и государством, в рамках которой образовательные учреждения готовят квалифицированные кадры, владеющие инновационными технологиями, а государство предоставляет льготы и субсидии для развития сферы услуг. Отличительной особенностью сферы услуг является отсутствие материальной составляющей, что обусловливает трудности стандартизации и требует разработки передовых методов управления. Благодаря комплексной стратегии развития сервисной индустрии, включающей в себя государственную помощь, привлечение капиталовложений, обучение кадров по внедрению инноваций и использование кластеризации в предпринимательстве, Республика Татарстан способна достичь ускоренного прогресса в области услуг.
Об авторе
Я. Е. КрупинРоссия
Ярослав Евгеньевич Крупин, аспирант
420081, Республика Татарстан, Казань, Н. Ершова ул., д. 58
Список литературы
1. Сухарева М. А. Место непрерывного образования в сфере услуг // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 1. С. 75–90.
2. Арбузова Н. Ю. Ценовая дифференциация гостиничных услуг // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. № 4. С. 270–289. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2023.4.19
3. Иванов М. Ф., Новикова Ю. В. Особенности понятия «строительные услуги» в современных условиях // Вестник Академии знаний. 2024. № 5. С. 194–197.
4. Дышловой И. Н., Стренадо А. Д. Теоретические аспекты формирования управленческих структур в сфере услуг // Kant. 2020. № 1. С. 54–62.
5. Гончарова Н. Л. Атрибуты рынка услуг лицам старше трудоспособного возраста // Естественногуманитарные исследования. 2020. № 32. С. 117–125. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2020-10700
6. Байдукова Н. В., Бовкун Н. В. Экосистемная динамика развития бизнеса на воздушном транспорте в цифровую эпоху // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 576–583. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-576-583
7. Афанасьев О. Е. Международные туристские организации как акторы глобальных процессов отраслевого развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2023. Т. 17. № 1. С. 7–26. https://doi.org/10.5281/zenodo.8053004
8. Ковалева Е. Н., Васильева А. В. Особенности формирования спроса и предложения на бумажные санитарно-гигиенические изделия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2022. № 2. С. 12–24. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2022-16-2-12-24
9. Хусин А. Методический подход к среднесрочному планированию развития рынка туристических услуг // Инновации и инвестиции. 2023. № 6. С. 431–435.
10. Белошистый С. Ю., Ананченкова П. И., Снегирева Ю. Ю. Возможности интеграции на массовом рынке внутреннего медицинского туризма: экспертный опрос // Здоровье мегаполиса. 2023. Т. 4. № 4. С. 69–76.
11. Оборин М. С. Процессы кластеризации в регионах с туристско-рекреационной специализацией // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 257–269. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2021.3.18
12. Пшеничных Ю. А. Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков и пространственного развития туризма в Ростовской области // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 3. С. 119–130. https://doi.org/10.24412/1995-042X-2021-3-119-130
13. Ситжанова А. М., Прытков Р. М. Специфика экологического туризма в Оренбуржье // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8. № 4. С. 67–87. https://doi.org/10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-6
14. Степанова Э. В., Рожкова А. В., Рожков С. Е., Степанов Н. С. Выбор модели развития сельского туризма в регионе для устойчивого развития сельских территорий // Социальноэкономический и гуманитарный журнал. 2024. № 1. С. 127–143. https://doi.org/10.36718/2500-1825-2024-1-127-143
15. Шабанова Л. Б., Юсупова Г. Р., Кабиров И. С. Трансформация индустрии туризма как следствие пандемии и санкций // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 4. С. 511–520. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-511-520
16. Коуров В. Ф., Меньшикова Е. А. Микроэкономические аспекты анализа рынка образовательных услуг в Дальневосточном федеральном округе // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2023. № 10. С. 177–183. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.80.95.018
17. Манаева И. В., Бурдинская Д. М. Стратегические приоритеты развития локальных рынков строительной продукции Центрального Черноземья // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 2 (12). С. 161–175. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175
18. Баталина Д. А. Формирование методического подхода к оценке уровня развития регионального рынка финансовых услуг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 5. С. 20–32. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-20
19. Сударикова И. А., Чумакова М. К. особенности и тенденции развития региональной банковской системы // Journal of Monetary Economics and Management. 2023. № 2. С. 149–154. https://doi.org/10.47576/2782-4586_2023_2_149
20. Фиапшев А. Б., Травкина Е. В., Позняков В. В. Трансформация структуры банковского сектора российской экономики и ее влияние на региональное развитие // Регионология. 2020. Т. 28. № 4. С. 695–722. https://doi.org/10.15507/2413-1407.113.028.202004.695-722
21. Руткаускас Т. К., Чащин М. Р., Руткаускас К. В. Интегрированный портрет потребителя в условиях развития устойчивых взаимоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг // Жилищные стратегии. 2020. Т. 7. № 2. С. 181–208. https://doi.org/10.18334/zhs.7.2.110176
22. Пьянкова А. Ю., Мустафаева С. Р. О состоянии сферы управления инновациями в Российской Федерации в современных условиях неопределенности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 4. С. 238–243. https://doi.org/10.23672/SAE.2024.4.4.026
Рецензия
Для цитирования:
Крупин Я.Е. Формирование механизмов устойчивого развития рынка сферы услуг в регионе. Экономика и управление. 2025;31(7):934-944. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-934-944
For citation:
Krupin Ya.E. Formation of mechanisms for sustainable development of the services market in the region. Economics and Management. 2025;31(7):934-944. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-934-944