Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Формирование механизмов устойчивого развития рынка сферы услуг в регионе

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-934-944

Аннотация

Цель. Выявить и обосновать механизмы устойчивого развития сферы услуг в регионе на примере Республики Татарстан.

Задачи. В ходе исследования рассмотреть различные виды услуг (туристические, медицинские, жилищно-коммунальные, финансовые и др.) и проанализировать их роль в социальноэкономическом развитии региона.

Методология. Методологической основой работы является анализ научной литературы, статистических данных и нормативно-правовых актов, что позволило определить ключевые особенности рынка услуг (нематериальность, синхронность производства и потребления), а также основные факторы конкурентоспособности и инновационности его предприятий.

Результаты. Развитие отрасли услуг положительно влияет на социальную сферу за счет создания новых рабочих мест и повышения качества жизни населения. Интеграция современных технологий способствует сохранению природных ресурсов, а развитие экологического и сельского туризма помогает защитить экологию и культуру региона благодаря получению дополнительного финансирования от этой деятельности. Результаты исследования указывают на необходимость кластерного подхода, цифровой трансформации и государственного стимулирования для повышения эффективности и сбалансированности рынка услуг. Предложенные рекомендации могут быть использованы региональными органами власти и бизнес-сообществом в их практической деятельности.

Выводы. Устойчивое развитие сферы услуг предполагает увеличение разнообразия услуг за счет экономического развития и спроса, а также повышение их качества благодаря конкуренции и интеграции современных технологий. Кроме того, устойчивое развитие подразумевает тесную взаимосвязь между образовательными организациями, бизнесом и государством, в рамках которой образовательные учреждения готовят квалифицированные кадры, владеющие инновационными технологиями, а государство предоставляет льготы и субсидии для развития сферы услуг. Отличительной особенностью сферы услуг является отсутствие материальной составляющей, что обусловливает трудности стандартизации и требует разработки передовых методов управления. Благодаря комплексной стратегии развития сервисной индустрии, включающей в себя государственную помощь, привлечение капиталовложений, обучение кадров по внедрению инноваций и использование кластеризации в предпринимательстве, Республика Татарстан способна достичь ускоренного прогресса в области услуг.

Об авторе

Я. Е. Крупин
Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
Россия

Ярослав Евгеньевич Крупин, аспирант

420081, Республика Татарстан, Казань, Н. Ершова ул., д. 58



Список литературы

1. Сухарева М. А. Место непрерывного образования в сфере услуг // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 1. С. 75–90.

2. Арбузова Н. Ю. Ценовая дифференциация гостиничных услуг // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. № 4. С. 270–289. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2023.4.19

3. Иванов М. Ф., Новикова Ю. В. Особенности понятия «строительные услуги» в современных условиях // Вестник Академии знаний. 2024. № 5. С. 194–197.

4. Дышловой И. Н., Стренадо А. Д. Теоретические аспекты формирования управленческих структур в сфере услуг // Kant. 2020. № 1. С. 54–62.

5. Гончарова Н. Л. Атрибуты рынка услуг лицам старше трудоспособного возраста // Естественногуманитарные исследования. 2020. № 32. С. 117–125. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2020-10700

6. Байдукова Н. В., Бовкун Н. В. Экосистемная динамика развития бизнеса на воздушном транспорте в цифровую эпоху // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 576–583. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-576-583

7. Афанасьев О. Е. Международные туристские организации как акторы глобальных процессов отраслевого развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2023. Т. 17. № 1. С. 7–26. https://doi.org/10.5281/zenodo.8053004

8. Ковалева Е. Н., Васильева А. В. Особенности формирования спроса и предложения на бумажные санитарно-гигиенические изделия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2022. № 2. С. 12–24. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2022-16-2-12-24

9. Хусин А. Методический подход к среднесрочному планированию развития рынка туристических услуг // Инновации и инвестиции. 2023. № 6. С. 431–435.

10. Белошистый С. Ю., Ананченкова П. И., Снегирева Ю. Ю. Возможности интеграции на массовом рынке внутреннего медицинского туризма: экспертный опрос // Здоровье мегаполиса. 2023. Т. 4. № 4. С. 69–76.

11. Оборин М. С. Процессы кластеризации в регионах с туристско-рекреационной специализацией // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 257–269. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2021.3.18

12. Пшеничных Ю. А. Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков и пространственного развития туризма в Ростовской области // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 3. С. 119–130. https://doi.org/10.24412/1995-042X-2021-3-119-130

13. Ситжанова А. М., Прытков Р. М. Специфика экологического туризма в Оренбуржье // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8. № 4. С. 67–87. https://doi.org/10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-6

14. Степанова Э. В., Рожкова А. В., Рожков С. Е., Степанов Н. С. Выбор модели развития сельского туризма в регионе для устойчивого развития сельских территорий // Социальноэкономический и гуманитарный журнал. 2024. № 1. С. 127–143. https://doi.org/10.36718/2500-1825-2024-1-127-143

15. Шабанова Л. Б., Юсупова Г. Р., Кабиров И. С. Трансформация индустрии туризма как следствие пандемии и санкций // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 4. С. 511–520. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-511-520

16. Коуров В. Ф., Меньшикова Е. А. Микроэкономические аспекты анализа рынка образовательных услуг в Дальневосточном федеральном округе // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2023. № 10. С. 177–183. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.80.95.018

17. Манаева И. В., Бурдинская Д. М. Стратегические приоритеты развития локальных рынков строительной продукции Центрального Черноземья // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 2 (12). С. 161–175. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-2-161-175

18. Баталина Д. А. Формирование методического подхода к оценке уровня развития регионального рынка финансовых услуг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 5. С. 20–32. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-20

19. Сударикова И. А., Чумакова М. К. особенности и тенденции развития региональной банковской системы // Journal of Monetary Economics and Management. 2023. № 2. С. 149–154. https://doi.org/10.47576/2782-4586_2023_2_149

20. Фиапшев А. Б., Травкина Е. В., Позняков В. В. Трансформация структуры банковского сектора российской экономики и ее влияние на региональное развитие // Регионология. 2020. Т. 28. № 4. С. 695–722. https://doi.org/10.15507/2413-1407.113.028.202004.695-722

21. Руткаускас Т. К., Чащин М. Р., Руткаускас К. В. Интегрированный портрет потребителя в условиях развития устойчивых взаимоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг // Жилищные стратегии. 2020. Т. 7. № 2. С. 181–208. https://doi.org/10.18334/zhs.7.2.110176

22. Пьянкова А. Ю., Мустафаева С. Р. О состоянии сферы управления инновациями в Российской Федерации в современных условиях неопределенности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 4. С. 238–243. https://doi.org/10.23672/SAE.2024.4.4.026


Рецензия

Для цитирования:


Крупин Я.Е. Формирование механизмов устойчивого развития рынка сферы услуг в регионе. Экономика и управление. 2025;31(7):934-944. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-934-944

For citation:


Krupin Ya.E. Formation of mechanisms for sustainable development of the services market in the region. Economics and Management. 2025;31(7):934-944. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-934-944

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)