Особенности мотивации как функции системы стратегического управления в инновационной экономике
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-903-913
Аннотация
Цель. На основе комплексного анализа существующих научных подходов к изучению стратегической мотивации определить особенности, отличающие ее от оперативной мотивации, а также выявить и систематизировать ее специфические характеристики в условиях инновационной экономики.
Задачи. Провести систематизированный анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов по проблематике стратегической мотивации персонала и сравнить ее с оперативной мотивацией; исследовать теоретические подходы к пониманию особенностей проявления стратегической мотивации в контексте инновационного развития организаций; проанализировать практики формирования систем стратегической мотивации в ведущих инновационных компаниях России; выявить и систематизировать специфические характеристики стратегической мотивации в условиях инновационной экономики.
Методология. В исследовании использован подход к определению стратегической мотивации как одной из функций стратегического управления в теории и методологии стратегирования В. Л. Квинта. Применены метод теоретического анализа научной литературы, анализ консалтинговых компаний и нормативно-правовых документов; сравнительный метод при сопоставлении отечественных и зарубежных подходов к мотивации; метод системного анализа актуальных практик российских компаний; методы обобщения и классификации полученных данных.
Результаты. В ходе исследования на основании проведенного анализа отечественных и зарубежных терминологических подходов, выявления общих и специфических характеристик понятий «мотивация» и «стратегическая мотивация» сформулированы отличительные свойства стратегической мотивации. На основе практик ведущих российских инновационных компаний («Сбербанк», «Яндекс», «Газпром»), а также существующих мер государственной поддержки по внедрению системного подхода к формированию систем долгосрочной мотивации на инновационных предприятиях страны выявлены ключевые факторы, обусловливающие необходимость создания и развития систем стратегической мотивации в инновационной экономике. На основе этого разработан перечень специфических факторов стратегической мотивации в инновационной экономике.
Выводы. Сформулированные отличительные характеристики, присущие стратегической мотивации (долгосрочность, комплексность, ориентация на стратегические цели и т. д.), могут быть использованы для дальнейшего углубленного теоретического анализа, в частности влияния на стратегическую мотивацию таких аспектов, как стратегическое мышление и стратегическое лидерство. Выявленные характерные для инновационной экономики факторы (ориентация на отложенный результат, стимулирование инициативности и креативности, высокая степень неопределенности и риска, поддержка и развитие талантов, превалирование нематериальных стимулов над материальными) следует учитывать при формировании стратегической системы мотивации на инновационных предприятиях для повышения ее эффективности.
Ключевые слова
Об авторе
О. А. ФесяноваРоссия
Оксана Алексеевна Фесянова, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы права; преподаватель Высшей школы государственного администрирования
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36; 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
Список литературы
1. Новикова И. В., Самайбекова З. К. Система стратегической мотивации в инновационном предприятии // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 4. С. 453–467. http://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-4-453-467
2. Хабибуллина З. Р. Место и роль человека в эпоху глобальной мировой трансформации // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. 2022. Т. 1. № 3. С. 106–111. http://doi.org/10.37930/2782-618X-2022-1-3-106-111
3. Фесянова О. А. Теоретические основы стратегической мотивации в трудах нобелевских лауреатов // Управленческое консультирование. 2023. № 3. С. 121–130. http://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-3-121-130
4. Шамахов В. А., Кудряшов В. С., Хлутков А. Д. Принципы современного менеджмента в инновационной деятельности хозяйствующих субъектов // Управленческое консультирование. 2022. № 7. С. 50–65. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-7-50-65
5. Maslow A. H. A theory of human motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50. No. 4. P. 370–396. https://doi.org/10.1037/h0054346
6. McClelland D. C. Human motivation. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 663 p.
7. Vroom V. H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964. 331 p.
8. Lawler E. E. Pay and organizational effectiveness: A psychological view. New York, McGraw-Hill, 1971. 318 p.
9. McGregor D. The human side of enterprise. New York: McGraw-Hill, 1960. 246 p.
10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 c.
11. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека, 6-е изд. М.: Смысл, 2023. 448 с.
12. Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений: в 4 т. Т. 1 / пер. и под ред. Ю. И. Айхенвальда. М.: Изд-во Д. П. Ефимова: тип. Вильде, 1910. 552 с.
13. Хашева З. М., Мусостова Д. Ш., Виноградов Д. Н. Мотивация персонала в эпоху неопределенности: уроки пандемии COVID-19 // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 3. С. 598–601.
14. Фролова И. И. Управление вовлеченностью персонала в процесс непрерывного совершенствования. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. 111 с.
15. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. I. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
16. Квинт В. Л. Концепция стратегирования: монография. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с.
17. Новикова И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами предприятия // Экономика промышленности. 2018. Т. 11. № 4. С. 318–326. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-4-318-326
18. Шацкая И. В. Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития России: монография. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС Санкт-Петербург, 2021. 338 с.
19. Бодрунов С. Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.
20. Бодрунов С. Д. Ноономика как стратегический проект // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 136–150. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-136-150
21. Некипелов А. Д. О возможности формирования обновленной парадигмы теорий индивидуального и группового выбора // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2024. № 1. С. 33–43. https://doi.org/10.52897/2411-4588-2024-1-33-43
22. Ахмедзянова Ф. К. Развитие методических подходов к типологии инноваций в современной экономике // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. Вып. 7. С. 26–31. https://doi.org/10.47576/2712-7516_2022_7_1_26
23. Хорольская Т. Е., Папова Л. В., Мусаева Б. М. Теоретические основы построения инновационного типа экономики // Вестник Академии знаний. 2022. № 49. С. 314–317.
24. Глазьев С. Ю. Инновационное развитие экономики международный опыт и проблемы России: коллективная монография / [Глазьев С. Ю., Губанов С. С., Погосов И. А. и др.; науч. ред.: В. П. Федоров], Ин-т Европы Рос. акад. наук. СПб.: Нестор-История, 2012. 351 с.
Рецензия
Для цитирования:
Фесянова О.А. Особенности мотивации как функции системы стратегического управления в инновационной экономике. Экономика и управление. 2025;31(7):903-913. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-903-913
For citation:
Fesyanova O.A. Aspects of motivation as a function of the strategic management system in an innovative economy. Economics and Management. 2025;31(7):903-913. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-903-913