Эволюция глобального рынка ИТ-аутсорсинга
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-873-881
Аннотация
Цель. Исследовать трансформацию ИТ-аутсорсинга из инструмента снижения издержек в стратегический механизм цифровой адаптации компаний, а также проанализировать его влияние на глобальные цепочки создания стоимости.
Задачи. Выявить ключевые тенденции рынка ИТ-аутсорсинга; оценить роль технологических инноваций (ИИ, облачные решения) в изменении бизнес-моделей; определить факторы, способствующие успешной интеграции аутсорсинга в корпоративные стратегии.
Методология. Методологическая база исследования построена на междисциплинарном синтезе подходов институциональной экономики, стратегического менеджмента, социотехнических теорий и концепции глобальных цепочек создания стоимости. Исходной позицией служит понимание ИТ-аутсорсинга, с одной стороны, как экономического явления, с другой — как институционального и управленческого, формирующего трансграничную архитектуру распределения цифровых ресурсов. Эмпирическая база включает в себя отраслевые обзоры и аналитические исследования, а также годовые отчеты ведущих ИТ-компаний.
Результаты. Выявлено, что в ИТ-аутсорсинге начинают преобладать гибридные мультиоблачные модели с совместным управлением интеллектуальным капиталом. Установлено, что в условиях геоэкономического противостояния происходит трансформация ИТ-аутсорсинга, от глобального офшоринга к френдшорингу и ниэршорингу на фоне усилий компаний по минимизации санкционных и нормативных рисков. Выявлено, что компаниизаказчики балансируют между глобальными провайдерами и региональными нишевыми компаниями, формируя распределенные экосистемы в поисках доступа к инновациям, масштабируемости и гибкости ресурсов. Утверждается, что ИТ-аутсорсинг становится все более важным механизмом перераспределения знаний и технологий в условиях многополярной цифровой экономики.
Выводы. ИТ-аутсорсинг эволюционирует в направлении стратегического партнерства, сочетающего технологическую гибкость и управление рисками. Ключевыми факторами успеха служат адаптация к регуляторным требованиям (GDPR, DORA) и интеграция цифровых компетенций.
Об авторе
Н. Ю. КонинаРоссия
Наталия Юрьевна Конина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента,
маркетинга и внешнеэкономической деятельности имени И. Н. Герчиковой
119454, Москва, Вернадского пр., д. 76
Scopus Author ID 57202468228
Список литературы
1. Конина Н. Ю. Аутсорсинг информационных технологий в практике международных высокотехнологичных фирм // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11. С. 1227–1230.
2. Малаева М. С. Аутсорсинг информационных технологий: достоинства и недостатки // Экономические исследования. 2022. № 3. С. 17–21.
3. Deloitte Tech Trends 2025. London: Deloitte, 2025. 88 p.
4. Долженко И. Б. Управление рисками цепочек создания стоимости ТНК потребительского сектора // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2. С. 34–38. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10255
5. Everest Group PEAK Matrix® assessment 2024: IT service providers. Dallas: Everest Group, 2024. 68 p.
6. Федоров И. В., Сосунова Л. А. Стратегическое управление и развитие компаний, предоставляющих услуги ИТ-аутсорсинга // Экономика и предпринимательство. 2024. № 10. С. 733–736. https://doi.org/10.34925/EIP.2024.171.10.131
7. Буянов Д. А. ИТ-аутсорсинг и теория транзакционных издержек // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 115–119.
8. Worldwide semiannual services tracker Q4 2024 // IDC. Framingham: International Data Corporation, 2025. 48 p.
9. The state of cloud-driven transformation 2025. New York: McKinsey & Company, 2025. 74 p.
10. Market share analysis: IT outsourcing, worldwide, 2024. Stamford: Gartner Inc., 2025. 56 p.
11. Арланов И. В. Перспективы использования ИТ-аутсорсинга как эффективного инструмента оптимизации бизнес-процессов // Вестник университета. 2013. № 19. С. 5–9.
12. Vandermerwe S., Rada J. Servitization of business: Adding value by adding services // European Management Journal. 1988. Vol. 6. No. 4. P. 314–324. https://doi.org/10.1016/0263-373(88)90033-3
13. Lacity M. C., Khan S. A., Willcocks L. P. A review of the IT outsourcing literature: Insights for practice // The Journal of Strategic Information Systems. 2009. Vol. 18. No. 3. P. 130–146. https://doi.org/10.1016/j.jsis.2009.06.002
14. Hossain M. I., Sultana T., Zabeen W., Sarpong A. F. Transformational outsourcing in IT project management // arXiv. 2024. https://arxiv.org/abs/2405.01544?utm_source=chatgpt.com
15. Akbari M. The evolution of outsourcing: Embracing the era of outsourcing 4.0 // The road to outsourcing 4.0: Next-generation supply chain. Singapore: Palgrave Macmillan, 2024. P. 169–198. https://doi.org/10.1007/978-981-97-2708-7_8
16. Accenture technology vision 2025. Dublin: Accenture, 2025. 84 p.
17. Долженко И. Б. Влияние цифровизации на ведущие компании мировой индустрии модной одежды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5-2. С. 154–158. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-5-2-154-158
Рецензия
Для цитирования:
Конина Н.Ю. Эволюция глобального рынка ИТ-аутсорсинга. Экономика и управление. 2025;31(7):873-881. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-873-881
For citation:
Konina N.Yu. Evolution of the global IT outsourcing market. Economics and Management. 2025;31(7):873-881. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-7-873-881