Организационно-технические аспекты внедрения интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-6-728-737
Аннотация
Цель. Разработка научно обоснованных рекомендаций по оптимизации процесса внедрения интеллектуальных транспортных систем (далее — ИТС) в городских агломерациях на базе систематизации организационно-технических аспектов их функционирования.
Задачи. Рассмотреть современные подходы к внедрению ИТС в процесс управления транспортными потоками; выявить в указанном процессе ключевые организационные и технические барьеры; провести оценку эффективности существующих моделей внедрения ИТС в системе управления транспортом; сформулировать рекомендации по оптимизации рассматриваемого процесса.
Методология. При проведении исследования применены системный анализ, сравнительный анализ, мониторинг, статистические методы обработки данных.
Результаты. Выявлены ключевые организационно-технические барьеры внедрения ИТС, а также выполнен сравнительный анализ эффективности управления транспортными потоками в различных городских агломерациях. Кроме того, разработана методика оценки эффективности ИТС. Авторами сформулированы комплексные рекомендации по оптимизации процесса внедрения, включающие в себя организационные и технические аспекты.
Выводы. Эффективное внедрение ИТС требует системного подхода и сбалансированного развития всех ее компонентов. Наиболее результативны проекты, основанные на поэтапном внедрении, с обеспечением масштабируемости архитектуры и интеграции всех подсистем управления. Предложенные рекомендации позволят повысить результативность управления транспортом в городских агломерациях.
Об авторах
С. А. КузнецовРоссия
Сергей Андреевич Кузнецов, аспирант
119571, Москва, Вернадского пр., д. 82, стр. 1
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
В. А. Николаев
Россия
Виктор Алексеевич Николаев, доктор экономических наук, профессор, профессор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА)
119571, Москва, Вернадского пр., д. 82, стр. 1
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. Пилипенко П. П., Бабынина Л. С., Тимошенко Г. А. Цифровые двойники в управлении транспортной инфраструктурой // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2022. Т. 11. № 4. С. 31–43. https://doi.org/10.12737/2306-627X-2022-11-4-31-43
2. Петрова Д. В. Современные подходы к организации мониторинга пассажиропотоков общественного транспорта городских агломераций // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8. № 1. С. 47–57.
3. Прохорова И. С. Цифровая трансформация транспортного комплекса РФ: условия стимулирования инновационной восприимчивости // Экономические и социальные проблемы России. 2024. № 2. С. 48–72. https://doi.org/10.31249/espr/2024/02.03
4. Евстигнеев И. А. Основы испытаний кооперативных интеллектуальных транспортных систем. М., СПб.: КОСТА, 2023. 304 с.
5. Гузь А. Р., Пальмов С. В. Цифровой двойник в интеллектуальной транспортной системе // Региональная и отраслевая экономика. 2023. № 1. С. 112–116. https://doi.org/10.47576/2949-1916_2023_1_112
6. Колесников Р. В., Сенцов В. В. Искусственный интеллект в обеспечении безопасности транспортной инфраструктуры России // Вестник Воронежского института МВД России. 2024. № 2. С. 195–203.
7. Полтавская Ю. О. Определение показателей оценки эффективности интеллектуальных транспортных систем // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2022. № 19. С. 130–137.
8. Hammam M. N., O R M. A., Nurwidya A O., Novriani S. Potential application of electronic road pricing (ERP) on Bandung city roads // Journal of World Science. 2024. Vol. 3. No. 10. P. 1340–1350. https://doi.org/10.58344/jws.v3i10.1215
9. Chen E., Stathopoulos A., Nie Y. Transfer station choice in a multimodal transit system: An empirical study // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2022. Vol. 165. P. 337–355. https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.09.014
10. The Superblock model: A review of an innovative urban model for sustainability, liveability, health and well-being / M. Nieuwenhuijsen, A. de Nazelle, M. C. Pradas et al. // Environmental Research. 2024. Vol. 251. Article 118550. https://doi.org/10.1016/j.envres.2024.118550
11. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402052/ (дата обращения: 20.03.2025).
12. Меренков А. О. Организационно-экономические аспекты формирования интеллектуальных транспортных систем в сфере городского пассажирского транспорта: дис. ... канд. экон. наук. М., 2016. 175 с.
13. Будник О. А., Ткачёва В. А., Локтев Д. М. Развитие интеллектуальных транспортных систем в России: аспекты законодательства // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2024. № 2.
14. Воробьев А. И., Гаврилюк М. В., Плетнёв М. Г. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Интеллектуальные транспортные системы». М.: МАДИ, 2016. 44 с.
15. Транспорт России: информационно-статистический бюллетень (январь – декабрь 2024 года). М.: Министерство транспорта Российской Федерации, 2025. 39 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецов С.А., Николаев В.А. Организационно-технические аспекты внедрения интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях. Экономика и управление. 2025;31(6):728-737. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-6-728-737
For citation:
Kuznetsov S.A., Nikolaev V.A. Organizational and technical aspects of the implementation of intelligent transport systems in urban agglomerations. Economics and Management. 2025;31(6):728-737. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-6-728-737