Оценка влияния ключевых предпринимательских рисков на операционную эффективность организаций автосервиса
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-310-321
Аннотация
Цель. Предложить теоретический и методический аппарат оценки влияния ключевых предпринимательских рисков на операционную эффективность организаций автосервиса, а также сформулировать рекомендации по его практическому применению.
Задачи. Дать количественную аналитическую оценку коэффициента операционной эффективности организаций автосервиса и выявить факторы, определяющие этот показатель эффективности предпринимательской деятельности; разработать методику оценки влияния внешних и внутренних факторов риска на операционную эффективность организаций автосервиса; предложить алгоритм управления операционной эффективностью организаций автосервиса,
нацеленный на уменьшение рисков ее неприемлемого снижения; предложить рекомендации по балансировке ключевых факторов прибыли от продаж организаций автосервиса для обеспечения ее устойчивого роста.
Методология. На базе системного подхода применены методы логического, факторного и сравнительного анализа, ориентированные на достижение цели и решение задач проводимого исследования, а также методология управления, направленная на использование обратных связей между управленческими воздействиями и итогом управления. Результаты исследования базируются на научных положениях, представленных в работах отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих проблематику управления операционной эффективностью организаций в современных условиях.
Результаты. На основе сравнительного анализа деятельности двух автосервисных организаций в 2020–2024 гг. выявлены главные факторы, определяющие их прибыльность и выручку: наценка на запчасти, количество клиентов и соотношение стоимости запчастей к стоимости работ. Установлено, что наиболее значимое влияние на финансовые показатели оказывает количество клиентов, а наценка на запчасти выступает компенсирующим фактором при умеренном снижении клиентской базы. Определены оптимальные значения соотношения стоимости запчастей к работам для разных бизнес-моделей автосервиса. Показана взаимосвязь между повышением наценки и сокращением клиентской базы. Даны рекомендации по балансировке ключевых факторов прибыли от продаж организаций автосервиса для обеспечения ее устойчивого роста.
Выводы. В статье применительно к организациям автосервиса с учетом их специфики проведена аналитическая оценка операционной эффективности этих организаций, выявлены факторы ее снижения и предлагается алгоритм управления операционной эффективностью, основанный на использовании в качестве управляющего воздействия изменения наценки на запчасти, приобретаемые клиентами в автосервисе. На основе исследования опыта организаций автосервиса показано, что стратегия развития автосервиса должна учитывать баланс между наценкой на запчасти и количеством клиентов. Обращено внимание на то, что умеренное повышение наценки позволяет сохранить клиентскую базу при поддержании оптимального соотношения запчастей к работам. В процессе анализа опыта исследованных организаций подтверждается тезис о том, что такой подход обеспечивает более стабильный рост финансовых показателей в долгосрочной перспективе, а резкие изменения в любом из показателей могут привести к негативным последствиям для бизнеса.
Об авторах
В. А. КунинРоссия
Владимир Александрович Кунин, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра международных финансов и бухгалтерского учета
190020; Лермонтовский пр., д. 44а; Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов,
связанных с публикацией данной статьи
М. Г. Чернышев
Россия
Максим Геннадьевич Чернышев, аспирант
190020; Лермонтовский пр., д. 44а; Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов,
связанных с публикацией данной статьи
Список литературы
1. McGrath R. G. The end of competitive advantage: How to keep your strategy moving as fast as your business. Boston, MA: Harvard Business Review Press, 2013. 256 p.
2. Ries E. The lean startup: How today’s entrepreneurs use continuous innovation to create radically successful businesses. New York: Crown Currency, 2011. 296 p.
3. Schwaber K., Sutherland J. The scrum guide. The definitive guide to scrum: The rules of the game. 2011. URL: https://www.qagile.pl/wp-content/uploads/2017/01/Scrum-Guide-Oct-2011.pdf (дата обращения: 20. 02. 2025).
4. Edmondson A. C. The fearless organization: Creating psychological safety in the workplace for learning, innovation, and growth. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2018. 258 p.
5. Кунин В. А., Тарутько О. Г. Система показателей конкурентоспособности предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2018. № 1. С. 65–68.
6. Кунин В. А. Управление эффективностью предпринимательской деятельности в условиях экономической нестабильности // Ученые записки Международного банковского института. 2015. № 11-2. С. 87–97.
7. Чернова С. А. Развитие методики анализа и оценки рентабельности активов организации // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2024. № 5. С. 170–178. DOI: 10.47576/2949-1894.2024.5.5.020
8. Тюпакова Н. Н., Черная О. А., Пугачев М. А., Гущин Д. А. Методика оценки финансовых результатов деятельности организации // Вестник Академии знаний. 2023. № 4. С. 442–447.
9. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. С. 92–102.
10. Каирбаев К. С. Проектирование и организация деятельности предприятий автосервиса: принципы организации работы // Интернаука. 2024. № 4-3. С. 59–62.
11. Гарифуллина И. В., Картушина И. Г., Малиновская Н. П. К вопросу о проектировании и организации деятельности предприятий автосервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 1. С. 46–53.
12. Захарикова А. В. Обновление бизнес-модели автосервиса с учетом современных методов организации и влияния внешних источников // Вестник науки. 2020. Т. 4. № 5. С. 95–97.
13. Гурьянов С. Г., Мусихин Н. М. Организация автосервиса самообслуживания в городе Перми // Эпоха науки. 2022. № 30. С. 44–48.
14. Семенов С. В., Семенов В. А., Семенов А. В. Прогнозирование жизненного цикла проекта для организаций автосервиса // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2022. № 43. С. 89–97.
15. Кунин В. А., Пешко С. И. Алгоритм принятия финансовых рискоустойчивых решений по управлению структурой капитала с учетом влияния внешних факторов // Фундаментальные исследования. 2024. № 8. С. 28–33. DOI: 10.17513/fr.43656
16. Кунин В. А., Лугерт Н. Е. Инновационный подход к прогнозированию влияния факторов интернет-продвижения на ключевые показатели конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 595–605. DOI: 10.35854/1998-1627-2022-6-595-605
Рецензия
Для цитирования:
Кунин В.А., Чернышев М.Г. Оценка влияния ключевых предпринимательских рисков на операционную эффективность организаций автосервиса. Экономика и управление. 2025;31(3):310-321. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-310-321
For citation:
Kunin V.A., Chernyshev M.G. Assessing the impact of key business risks on the operational efficiency of car service organizations. Economics and Management. 2025;31(3):310-321. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-310-321