Факторы инвестиционного климата в странах с нестабильной политической ситуацией (на примере Афганистана)
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-282-290
Аннотация
Цель. Классифицировать и проанализировать основные факторы, определяющие инвестиционный климат стран с нестабильной политической ситуацией на примере Афганистана, который переживает длительный период политической нестабильности, а в настоящее время находится в процессе значительных политических и экономических преобразований.
Задачи. Выявить главные факторы, определяющие инвестиционный климат в Афганистане как государстве с нестабильной политической ситуацией; проанализировать выявленные факторы и выделить наиболее проблемные области; охарактеризовать направления совершенствования инвестиционного климата в Афганистане в условиях политической нестабильности.
Методология. Авторами использован качественный метод исследования, в частности тематический анализ, для сбора и анализа данных с целью изучения инвестиционных возможностей и проблем в контролируемом Талибаном* Афганистане.
Результаты. Применительно к факторам инвестиционного климата сделан ряд выводов. Политика современного правительства Афганистана в отношении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) четко не определена, правовые вопросы также не урегулированы. Несмотря на это, правительство нацелено на развитие двусторонних отношений в аспекте отдельных инвестиционных соглашений; относительно промышленной политики правительство Афганистана не устанавливает ограничений для деятельности иностранных компаний, при этом защита прав собственности и урегулирование прав интеллектуальной собственности находятся на низком уровне, а также высок уровень коррупции. Афганистан уделяет значительное внимание стабилизации финансовой политики и развитию государственных предприятий, однако сегодня это не приносит значимых результатов. Социально-демографическая политика Афганистана не способствует развитию трудовых ресурсов. Во всех сферах давление санкций на страну видится очень существенным. В таких условиях улучшение инвестиционного климата и привлечение ПИИ станет возможным только при наличии политической воли и целенаправленной политики правительства.
Выводы. Основные возможности для инвестирования в Афганистан обусловлены взаимодействием с правительством страны и вложениями в критичные для развития государства направления. В их числе — инфраструктура, энергетический сектор с потенциалом возобновляемых источников энергии, горнодобывающая промышленность и природные ресурсы, сельское хозяйство и обеспечение продовольственной безопасности, образование, а также здравоохранение и фармацевтика.
Об авторах
Е. В. КолгановаРоссия
Елена Викторовна Колганова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры
экономический факультет; кафедра менеджмента
117198; Миклухо-Маклая ул., д. 6; Москва
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов,
связанных с публикацией данной статьи
Фархад Мир Абдул Латиф
Россия
аспирант
117198; Миклухо-Маклая ул., д. 6; Москва
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов,
связанных с публикацией данной статьи
Список литературы
1. Рахимов Т. Р. Классификация методик оценки инвестиционного климата и ее применение для целей регионального развития // Региональная экономика и управление : электрон. науч. журнал. 2008. № 2. С. 18–21. URL: https://eee-region.ru/article/1403/ (дата обращения: 27. 01. 2025).
2. Фролова Н. С., Бойко Т. С. Подходы к оценке инвестиционного климата, современные аспекты // Экономика и предпринимательство. 2021. № 7. С. 530–534. DOI: 10.34925/EIP.2021.132.7.091
3. Чеглакова С. Г., Скрипкина О. В. Финансовые инструменты оценки инвестиционного климата // Экономическая среда. 2020. № 3. С. 107–113. DOI: 10.36683/2306-1758/2020.03/107-113
4. Жиряева Е. В., Мохаммад И. Анализ инвестиционной политики Афганистана // Управленческое консультирование. 2020. № 5. С. 77–94. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-5-77-94
5. Казакова Г. Я., Фарид И., Чжан Ю., Диалло Ш. Д., Надбитов К. Ю., Горяева Д. В. Инвестиционная привлекательность иностранных государств: состояние и перспективы (на примере Исламской Республики Афганистан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 2. С. 32–37. DOI: 10.17513/vaael.1594
6. Dollar D., Hallward-Driemeier М., Mengistae Т. Investment climate and international integration // Policy Research Working Paper. 2004. No. 3323. URL: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/6350a032-0325-5cc4-9f18-6932157c617c/content (дата обращения: 27. 01. 2025).
7. Hall R. E., Jones C. I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? // The Quarterly Journal of Economics. 1999. Vol. 114. No. 1. Р. 83–116. DOI: 10.1162/003355399555954
8. Sajid I. Taliban* pledge security, tax cuts to attract foreign investors in Afghanistan // Anadolu Ajansı. September 6. 2023. URL: https://www.aa.com.tr/en/asia-pacific/taliban-pledge-security-tax-cuts-to-attract-foreign-investors-in-afghanistan/2985221 (дата обращения: 27. 01. 2025).
9. Abdullah, Amin K., Azim A. Exploring opportunities and challenges for international investment in Afghanistan’s economic development and business environment // Journal of Positive School Psychology. 2023. Vol. 7. No. 5. Р. 1016–1042.
10. Taliban* sets up investment consortium with firms from Russia, Iran // Reuters. February 22. 2023. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/taliban-sets-up-investment-consortium-with-firms-russia-iran-2023-02-22/ (дата обращения: 27. 01. 2025).
11. Gul А. Afghanistan’s Taliban* sign $2.5B in trade, investment deals with Uzbekistan // Afghanistan Peace Campaign. August 19. 2024. URL: https://afghanistanpeacecampaign.org/2024/08/19/afghanistans-taliban-sign-2-5b-in-trade-investment-deals-with-uzbekistan/ (дата обращения: 27. 01. 2025).
12. Shayan Y. Taliban* awards contracts for 183 mining projects to local, foreign companies in one year // Amu TV. September 21. 2024. URL: https://amu.tv/125122/ (дата обращения: 27. 01. 2025).
13. World investment report 2023 // UNCTAD. URL: https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023 (дата обращения: 27. 01. 2025).
14. Ibrahim A. Explainer: The Taliban* and Islamic law in Afghanistan // Al Jazeera. August 23. 2021. URL: https://www.aljazeera.com/news/2021/8/23/hold-the-taliban-and-sharia-law-in-afghanistan (дата обращения: 27. 01. 2025).
15. «Талибан»* потребовал восстановить членство Афганистана в ВТО // EADaily. May 30. 2024. URL: https://eadaily.com/ru/news/2024/05/30/taliban-potreboval-vosstanovit-chlenstvo-afganistana-v-vto (дата обращения: 27. 01. 2025).
16. Hakimi M. G. The Judiciary and the rule of law in Afghanistan // Judicature. 2021. Vol. 105. No. 3. Р. 25–29. URL: https://judicature.duke.edu/wp-content/uploads/sites/3/2021/12/HAKIMI_ForWeb.pdf (дата обращения: 27. 01. 2025).
17. Afghanistan development update. Washington, DC: The World Bank, 2024. 45 p. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/126f9684f0c7ff20248c0c7bf45ccccd-0310012024/original/Afghanistan-Development-Update-December-2024-Final.pdf (дата обращения: 27. 01. 2025).
18. Alokozai S., Payenda К. Analysing Taliban’s* budget expenditures and revenues: Understanding the regime’s policies and priorities. Edinburgh: University of Edinburgh, 2023. 24 р. URL: https://peacerep.org/wp-content/uploads/2023/05/PeaceRep-Afghanistan-Research-Network-Reflection_04.pdf (дата обращения: 27. 01. 2025).
19. Taliban* forms ‘independent agency’ to boost state-owned corporations // Amu TV. January 21. 2024. URL: https://amu.tv/80586/ (дата обращения: 27. 01. 2025).
20. Afghanistan corruption rank // Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/afghanistan/corruption-rank (дата обращения: 27. 01. 2025).
Рецензия
Для цитирования:
Колганова Е.В., Латиф Ф.М. Факторы инвестиционного климата в странах с нестабильной политической ситуацией (на примере Афганистана). Экономика и управление. 2025;31(3):282-290. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-282-290
For citation:
Kolganova E.V., Latif F.M. Investment climate factors in countries with a fragile political situation (using Afghanistan as an example). Economics and Management. 2025;31(3):282-290. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-282-290