Интегральный показатель оценки эффективности проектов академической мобильности в организациях высшего образования
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-83-91
Аннотация
Цель. Разработка интегрального показателя оценки эффективности проектов академической мобильности в организациях высшего образования для совершенствования управленческих процессов.
Задачи. Конкретизировать понятие проекта академической мобильности в организациях высшего образования; идентифицировать ключевые критерии эффективности рассматриваемого проекта в сфере высшего образования; определить весовые коэффициенты для каждого критерия на основе экспертной оценки; апробировать разработанный инструментарий на выборке двух проектов академической мобильности, реализуемых исследуемыми организациями.
Методология. Авторами использованы методы анализа научных изданий российских и за рубежных авторов, экспертной оценки, математического моделирования (функция желательности Харрингтона и аддитивная свертка), а также общенаучные методы познания, включая системный и структурный анализ и синтез.
Результаты. В процессе исследования детализировано понятие проекта академической мобильности в организациях высшего образования. Выявлен и проанализирован набор ключевых критериев, определяющих эффективность таких проектов. Кроме того, критерии ран жированы в порядке значимости и объединены по группам. Для каждого из них установле ны весовые коэффициенты на базе экспертной оценки. Разработан интегральный показатель оценки эффективности проектов академической мобильности в системе высшего образования с использованием функции желательности Харрингтона и аддитивной свертки. Проведена апробация разработанного инструментария на проектах академической мобильности в вузе.
Выводы. Авторами исследования выделены ключевые критерии эффективности проектов академической мобильности в системе высшего образования, такие как степень достижения поставленных целей, степень интеграции англоязычных дисциплин/курсов, степень между народного сотрудничества, концентрация ресурсов, карьерные перспективы для участников, степень вовлеченности партнерских организаций, уровень вовлеченности участников, уровень удовлетворенности участников, устойчивость партнерских отношений. Разработанный интегральный показатель обеспечивает комплексную и обоснованную оценку эффективности проектов, позволяя организациям высшего образования принимать более взвешенные управленческие решения и корректировать стратегию управления. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования практик управления проектами академической мобильности и разработки новых стратегий развития в этой области в российских и зарубежных организациях высшего образования.
Об авторах
Ю. В. ШикРоссия
Юлия Владимировна Шик, аспирант
197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49
Конфликт интересов:
авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи
И. Г. Сергеева
Россия
Ирина Григорьевна Сергеева, доктор экономических наук, профессор, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций
197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49
Конфликт интересов:
авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи
Список литературы
1. QS world university rankings // QS TopUniversities. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings (дата обращения: 11.01.2025).
2. World university rankings 2025: Methodology // Times Higher Education. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/world-university-rankings-2025methodology (дата обращения: 11.01.2025).
3. Приложение № 3 к приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 398 // Приоритет 2030. Социоцентр. Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://priority2030.ru/upload/iblock/aa5/t7i69gx5nuf2x2fykmvvnl88sqp2u2lv/0001202407240007.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
4. Robertson S. L. Critical response to Special Section: International academic mobility // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2010. Vol. 31. No. 5. P. 641–647. DOI: 10.1080/01596306.2010.516945
5. Дмитриева Н. К. Технология формирования академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 295–298.
6. Goastellec G. La mobilité internationale : une qualité des carrières et des marchés académiques en Europe? // Journal of International Mobility. 2016. Vol. 4. № 1. P. 171–187. DOI: 10.3917/jim.004.0171 7. Realising the European higher education area: Communiqué of the Conference of Ministers responsible for Higher Education (Berlin, September 19, 2003). Bologna Process. URL: https://ehea.info/Upload/document/ministerial_declarations/2003_Berlin_Communique_English_577284.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
7. Communiqué of the conference of European ministers responsible for higher education (Leuven and Louvain-la-Neuve, April 28–29, 2009) // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_09_675 (дата обращения: 11.01.2025).
8. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О., Лопач О. В. Политика международной академической мобильности Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4. С. 108–115.
9. Маслова Г. Г. Языковое пространство вуза как фактор эффективности академической мобильности // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 177–182.
10. Волосникова Л. М. «Академическая мобильность» как конституционно-правовая категория // Государство и право. 2010. № 4. С. 85–90.
11. Козырин А. Н. Финансирование академической мобильности в России: развитие организационно-правовых основ // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2011. Т. 6. С. 100–112.
12. Корнева О. Ю., Плотникова И. В. Академическая мобильность и ее проблемы в процессе интеграции знаний в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9. № 11. С. 60–64.
13. Хутыз И. П. Межкультурные вопросы процессов академической мобильности // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 65–69.
14. Носкова С. А., Саскевич А. С. Академическая мобильность как эффективный механизм интернационализации вуза // Наука и общество в эпоху перемен. 2017. № 1. С. 34–37.
15. Арсеньев Д. Г., Краснощеков В. В. Система подготовки студентов к международной академической мобильности // Terra Linguistica. 2017. Т. 8. № 3. С. 134–144. DOI: 10.18721/JHSS.8313
16. Ватолкина Н. Ш., Федоткина О. П. Международное стратегическое партнерство университета: модели взаимодействия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 113–119.
17. Барбашова Е. В., Чекулина Т. А., Шуметов В. Г. Статистический подход к формированию функции желательности в задачах экономико-математического моделирования // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2. С. 94–100.
Рецензия
Для цитирования:
Шик Ю.В., Сергеева И.Г. Интегральный показатель оценки эффективности проектов академической мобильности в организациях высшего образования. Экономика и управление. 2025;31(1):83-91. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-83-91
For citation:
Shik I.V., Sergeeva I.G. Integral indicator for assessing the efficiency of academic mobility projects in higher education organizations. Economics and Management. 2025;31(1):83-91. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-83-91