О стратегии повышения уровня исторической памяти у молодежи
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-46-60
Аннотация
Цель. Определить стратегию развития крупных информационных проектов, направленных на повышение уровня исторической памяти у молодежи.
Задачи. Раскрыть роль исторических информационных ресурсов в формировании исторической памяти у молодежи; оценить состояние и перспективы развития крупных информационных проектов, направленных на повышение ее уровня; оценить возможности влияния крупных информационных проектов на формирование семейной исторической памяти.
Методология. Автором использованы методы анализа научной литературы, контент-анализа, социологического опроса, а также нормативно-целевой и системно-аналитический методы.
Результаты. На основе контент-анализа исторических информационных ресурсов определен перечень преимуществ и проблем в контексте современных интернет-ресурсов, посвященных исторической памяти. На базе эмпирических данных доказано наличие взаимосвязи и взаимо влияния государственной политики в области формирования исторической памяти и семейной исторической памяти. Определены причины нарушения связи поколений в российском обществе.
Выводы. В настоящее время в России происходит развитие крупных информационных проектов, направленных на повышение уровня исторической памяти молодежи. Потенциальные возможности воздействия на молодежь интернет-ресурсов в полной мере пока не задействованы. Пополнение информационно базы исторических интернет-ресурсов происходит очень медленно. Для пополнения информационной базы интернет-ресурсов целесообразно задействовать студенческую молодежь.
Об авторе
Н. С. МартышенкоРоссия
Николай Сергеевич Мартышенко, старший преподаватель кафедры математики и моделирования, аспирант
690014, Владивосток, Гоголя ул., д. 41
Конфликт интересов:
автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи
Список литературы
1. Голев В. И., Горин Р. М. Понятие стратегии. Классификация стратегий // Вестник научных конференций. 2016. № 8-2. С. 20–22.
2. Болтырова Т. М. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2022. № 2. С. 82–84. DOI: 10.24412/2071-7830-2022-245-82-84
3. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения: указ Президента РФ от 8 мая 2024 г. № 314 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 (дата обращения: 02.02.2025).
4. Брянцев И. И., Брянцева О. В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования гражданственности и сохранения исторической памяти: управленческий аспект // Вестник Поволжского института управления. 2020. Т. 20. № 2. С. 27–34. DOI: 10.22394/1682-2358-2020-2-27-34
5. Бельков О. А. Историческая память: роль государства в ее формировании // Власть. 2020. Т. 28. № 6. С. 315–317. DOI: 10.31171/vlast.v28i6.7804
6. Беляев Е. В., Линченко А. А. Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия // Studia Humanitatis: Междунар. электрон. науч. журнал. 2016. № 2. С. 21. URL: https://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/belyaev_linchenko.pdf (дата обращения: 02.02.2025).
7. Мерзлякова И. Л. Историческая память как фактор формирования государственности современной России // Российская государственность: исторические подходы и образовательные практики: XXVIII Всерос. с междунар. участием историко-педагогические чтения / гл. ред. Г. А. Кругликова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2024. № 28. С. 192–197.
8. Попп И. А., Шахнович И. С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 42–49. DOI: 10.26170/po18-12-07
9. Замараева Е. И. Историческая память и цифровые поколения // Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и историческая память. ХХIХ Моисеевские чтения — Междунар. науч.-практ. конф.: сб. докладов и материалов (Москва, 21–23 июня 2021 г.) / под общ. ред. М. Ч. Залиханова, С. А. Степанова, сост. Г. Р. Исакова. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, РАН, 2021. С. 221–226.
10. Шумкина Т. Г. Государственная политика Российской Федерации по формированию и сохранению исторической памяти: проблемы реализации // Запад, Восток и Россия: вопросы всеобщей истории. 2021. № 24. С. 348–355. DOI: 10.26170/2413-872X_2021_24_33
11. Арамян К. А. Уроки истории: формирование исторической памяти через диалог с «живым прошлым» // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 1. С. 59–63.
12. Грибан И. В., Грибан О. Н. Актуальное прошлое: веб-ресурсы как инструмент сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне // Преподавание истории в школе. 2016. № 1. С. 33–37.
13. Козлова О. В., Набиев Н. Ф. Интернет-технологии в сохранении исторической памяти // Гуманитарные науки в XXI веке: науч. интернет-журнал. 2023. № 22. С. 5–12. URL: https://humanist21.kgasu.ru/files/N22-Kozlova.pdf (дата обращения: 02.02.2025).
14. Кулиш В. В. Государственная политика по сохранению семейной исторической памяти молодежи // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2021. № 1. С. 55–58.
15. Бараш Р. Э. Семейная история и семейная память в России 2020-х годов // Полития. 2023. № 4. С. 141–162. DOI: 10.30570/2078-5089-2023-111-4-141-162
16. Ерохина О. В. Интернет-ресурсы и возможность их использования в преподавании истории России XVIII — начала ХХ века в вузе // Преподаватель XXI век. 2022. № 3-1. С. 149–158. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-149-158
17. Макарова Н. Н., Чернова Н. В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете // Перспективы науки и образования. 2019. № 3. С. 474–487. DOI: 10.32744/pse.2019.3.36
18. О создании автономной некоммерческой организации «Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации»: указ Президента РФ от 2 ноября 2023 г. № 817 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49912 (дата обращения: 02.02.2025).
19. Такташева Ф. А. Опыт применения цифровых технологий и инструментов в сохранении исторической памяти // Грани познания. 2022. № 6. С. 32–36.
20. Артамонов Д. С. Юмор в исторической памяти: от анекдота и карикатуры к интернет мему // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. Т. 3. № 3. С. 213–237. DOI: 10.46539/gmd.v3i3.181
21. Замараева Е. И. Проблемы сохранения исторической памяти в эпоху цифровизации // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3. С. 263–269. DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.034
22. Демидова Т. Е., Чижевская И. Н, Чижевский А. Е. Формирование исторической памяти учащейся молодежи средствами сетевой проектной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2024. Т. 14. № 1-1. С. 165–174. DOI: 10.25726/y2202-2949-1521-f
23. Шацкая С. Генеалогические компании. Обзор рынка генеалогических услуг // Всероссийское генеалогическое древо. URL: https://docs.vgd.ru/genealogical-companies (дата обращения: 02.02.2025).
24. Баркова М. Ю. Формирование исторической памяти как основы патриотического воспитания молодого поколения на примере использования во внеурочной деятельности электронного ресурса «Память народа» // Воспитание и наставничество в цифровой образовательной среде: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 16 ноября 2023 г.) / отв. ред. Л. Ю. Максимова, Л. А. Григорович. М.: Московский институт психоанализа, 2023. С. 114–119.
25. Кулиш В. В. Оценка риска использования интернет-сайтов в формировании исторической памяти учащейся молодежи // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2018. № 4. С. 18–22. DOI: 10.24153/2079-5912-2018-9-4-18-22
26. Боровков М. И. Перестройка системы российского образования как объективная потребность суверенного развития России // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: 47-я Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25 апреля 2022 г.). Белгород: ГиК, 2022. С. 123–132.
27. Авраменко А. А. Преподавание истории в школе: проблемы и перспективы // Актуальные исследования. 2023. № 4-2. С. 66–68.
28. Порошина М. Почему современные школьники не знают историю // Российская газета. 2023. 7 июня. URL: https://rg.ru/2023/06/07/reg-urfo/nevyuchennye-uroki.html (дата обращения: 02.02.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Мартышенко Н.С. О стратегии повышения уровня исторической памяти у молодежи. Экономика и управление. 2025;31(1):46-60. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-46-60
For citation:
Martyshenko N.S. On the strategy for increasing the level of historical memory among young people. Economics and Management. 2025;31(1):46-60. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-46-60