Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Развитие цифровых технологий здравоохранения в рамках концепции ответственных инноваций

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-33-45

Аннотация

Цель. Определить, каким образом экономические и организационные основания управления цифровым контуром здравоохранения способствуют созданию «ответственных» технологий.

Задачи. Проанализировать нормативные и методические основания, регулирующие процессы создания цифровых технологий здравоохранения; провести разведочный анализ данных государственных закупок цифровых технологий здравоохранения за период реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» (2019–2024); основываясь на системе ценностей ответственных инноваций здравоохранения, представить факторы, влияющие на процессы реализации проектов цифрового здравоохранения.

Методология. Факторы, влияющие на реализацию региональных проектов цифрового здравоохранения, выявлены с использованием рамочных концепций: ответственные инновации здравоохранения (Responsible innovation in health, RIH), оценка технологий здравоохранения (Health Technology Assessment, HTA) и минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product, MVP). Факторы представлены через призму таких ценностей «ответствен ного» подхода, как «здоровье населения», «система здравоохранения», «экономика», «орга низация» и «окружающая среда». На основе данных государственных закупок цифровых технологий здравоохранения за 2019–2024 гг., отобранных по релевантным кодам видов расходов, результаты дополнены проверкой гипотез о влиянии процессов финансирования на реализацию проектов.

Результаты. Система управления цифровым здравоохранением ориентирована на развитие регионального типового сценария, который ограничивает региональные власти в проведении полноценной экономической оценки закупаемых цифровых решений, предполагающей сравнение нескольких перспективных вариантов. Государственные закупки в большей степени служат механизмом доведения денежных средств до исполнителя, нежели инструментом, способствующим качественной реализации проектов, что выражено в периодах активности осуществления закупок и несоразмерности сроков исполнения, цен контрактов.

Выводы. Основания для развития в области цифрового здравоохранения способствуют росту инноваций в регионах. Однако административные процессы, влияющие на их создание, оказывают препятствующий эффект перед практиками ответственного развития инноваций. Заключение контрактов с преобладанием формы электронного аукциона (в 76,6 % случаев) становится неоправданным в отношении цифровых решений, которые постоянно используют. Субсидиарная зависимость регионов может объяснять наиболее низкие сроки исполнения контрактов: за период реализации федерального проекта средний заявленный срок исполне ния контракта, заключаемого от лица региональных, федеральных властей и бюджетных учреждений, составляет 7,5, 9 и 9,4 месяца соответственно. Среди возможных последствий таких условий — высокая нагрузка на исполнителей контрактов и повышенная вероятность просрочек их исполнения. Процесс реализации проектов цифрового здравоохранения может осложняться несопоставимостью цен контрактов, отражающих их масштаб, и сроками ис полнения.

Об авторах

Н. Н. Лисицкий
Национальный исследовательский университет ИТМО
Россия

Лисицкий Никита Николаевич — проведение исследования, концептуализация исследования, формулирование исследовательских цели и задач, разработка методики исследования, сбор первичных данных, применение статистических методов для анализа данных и визуализации результатов исследования, создание черновика рукописи

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр.,  д. 49а


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи



Т. Г. Максимова
Национальный исследовательский университет ИТМО
Россия

Максимова Татьяна Геннадьевна — разработка методологии исследования, верификация данных, отслеживание воспроизводимости результатов исследований, получение финансовой поддержки проекта, редактирование рукописи

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр.,  д. 49а


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи



А. А. Курочкина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Курочкина Анна Александровна — руководство исследованием, редактирование, комментирование и пересмотр рукописи

194021, Санкт-Петербург, Новороссийcкая ул., д. 50

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр.,  д. 44а


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи



М. Г. Ялунер
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Ялунер Михаил Григорьевич — аккумулирование и описание исследовательских данных,  в том числе для последующего повторного использования, разработка методики исследования, участие в написании раздела «Обсуждение»

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр.,  д. 44а


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи



Список литературы

1. Iakovleva T., Oftedal E. M., Bessant J. Responsible innovation in digital health // Responsible innovation in digital health. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2019. P. 1–8. DOI: 10.4337/9781788975063.00008

2. Pacifico Silva H., Lehoux P., Miller F. A., Denis J.-L. Introducing responsible innovation in health: A policy-oriented framework // Health research policy and systems. 2018. Vol. 16. No. 1. Article No. 90. DOI: 10.1186/s12961-018-0362-5

3. Martinuzzi A., Blok V., Brem A., Stahl B., Schönherr N. Responsible research and innovation in industry — Challenges, insights and perspectives // Sustainability. 2018. Vol. 10. No. 3. Article No. 702. DOI: 10.3390/su10030702

4. Teerawattananon Y., Painter C., Dabak S., Ottersen T., Gopinathan U., Chola L., Chalkidou K., Culyer A. J. Avoiding health technology assessment: A global survey of reasons for not using health technology assessment in decision making // Cost Effectiveness and Resource Allocation. 2021. Vol. 19. No. 1. Article No. 62. DOI: 10.1186/s12962-021-00308-1

5. Alami H., Rivard L., Lehoux P., Ag Ahmed M. A., Fortin J. P., Fleet R. Integrating environmental considerations in digital health technology assessment and procurement: Stakeholders’ perspectives // Digital Health. 2023. Vol. 9. DOI: 10.1177/20552076231219113

6. Шклярук М. С., Душкин Р. В. Государство как платформа. Люди и технологии. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2019. 111 с.

7. Bitomsky L., Hollender J., Nißen M., Kowatsch T. Navigating Germany’s digital health ecosystem: Insights from a health insurance industry expert // 17th International joint conference on biomedical engineering systems and technologies (BIOSTEC). (Rome, February 21–23, 2024). Setúbal: SciTePress, 2024. P. 865–870. DOI: 10.5220/0012401500003657

8. Реестр контрактов, заключенных заказчиками // Единая информационная система в сфере закупок: офиц. сайт. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/search/results.html (дата обращения: 01.08.2024).

9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/?ysclid=m5pnx61zsm116503234 (дата обращения: 10.07.2024).

10. Mendelow A. L. Environmental scanning — The impact of the stakeholder concept // Proceedings from the Second International Conference on Information Systems. 1981. Vol. 20. P. 407–418.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здраво охранения»: постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/71848440/ (дата обращения: 10.07.2024). (In Russ.).

12. Протокол совещания по вопросам реализации мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информа ционной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» национального проекта «Здравоохранение» субъектами РФ от 25 мая 2023 г. № 55/18-5/242 // Ассоциация развития медицинских информационных технологий. URL: https://armit.ru/news/files/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%B2_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB_%D0%BE%D1%82_25_05_2023_%D1%84%D0%B0%D0%B8%CC%86%D0%BB_%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf?ysclid=m6rwxyvbfz310452357 (дата обращения: 01.07.2024).

13. Методические рекомендации по проведению оценки уровня информатизации медицинских организаций и информатизации системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, а также оценки соответствия используемых медицинских информационных систем в медицинских организациях утвержденным требованиям Минздрава России. Версия: 1.0: утв. Министерством здравоохранения РФ 28 ноября 2019 г. // Портал оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ. URL: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3513 (дата обращения: 15.07.2024).

14. Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»: приказ Минцифры России от 18 ноября 2020 г. № 600 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=m5pok1tddc492183175 (дата обращения: 01.07.2024).

15. Методика расчета уровня использования медицинских информационных систем в медицинских организациях // Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр». URL: https://spbmiac.ru/wp-content/uploads/2017/12/Metodika-rascheta-SI-MIS.pdf?ysclid=m1wjeic29o788067654 (дата обращения: 07.09.2024).

16. О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации: постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182413/904c36e7365759fd27de9957ebf40b0a09c91a5c/?ysclid=m5poqu8xws789349676 (дата обращения: 01.07.2024).

17. Руководства по реализации // Портал оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ. URL: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/search?query=%D1%81%D1%8D%D0%BC%D0%B4 (дата обращения: 10.08.2024).

18. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год» // Счетная палата РФ. 2020. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf (дата обращения: 11.07.2024).

19. Boon W., Edler J. Demand, challenges, and innovation. Making sense of new trends in innovation policy // Science and Public Policy. 2018. Vol. 45. No. 4. P. 435–447. DOI: 10.1093/scipol/scy014

20. Орлов Г. М., Чугунов А. В. Цифровое здравоохранение: программно-целевой подход и проблемы старения // International Journal of Open Information Technologies. 2022. Т. 10. № 11. С. 113–125.

21. Nicholson B., Nielsen P., Sahay S., Sæbø J. I. Digital public goods platforms for development: The challenge of scaling // The Information Society. 2022. Vol. 38. No. 5. P. 364–376. DOI: 10.1080/01972243.2022.2105999

22. Маслюк А. В., Плотников В. А. Реестр недобросовестных поставщиков: проблемы правового регулирования // Социология и право. 2024. Т. 16. № 1. С. 93–107. DOI: 10.35854/2219-6242-2024-1-93-107

23. Кунин В. А., Торпищев Т. Р. Механизм эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами // Экономика и управление. 2024. Т. 30. № 6. С. 706–719. DOI: 10.35854/1998-1627-2024-6-706-719

24. Абрамцева А. Н., Антипов А. А., Радик В. Я. Основные тенденции и перспективы трансфера российских технологий: статистическое исследование // Экономика. Право. Инновации. 2023. № 1. С. 27–36. DOI: 10.17586/2713-1874-2023-1-27-36

25. Rauch M., Ansari S. From «publish or perish» to societal impact: Organizational repurposing towards responsible innovation through creating a medical platform // Journal of Management Studies. 2022. Vol. 59. No. 1. P. 61–91. DOI: 10.1111/joms.12737

26. Naughton B., Dopson S., Iakovleva T. Responsible impact and the reinforcement of responsible innovation in the public sector ecosystem: cases of digital health innovation // Journal of Responsible Innovation. 2023. Vol. 10. No. 1. Article No. 2211870. DOI: 10.1080/23299460.2023.2211870


Рецензия

Для цитирования:


Лисицкий Н.Н., Максимова Т.Г., Курочкина А.А., Ялунер М.Г. Развитие цифровых технологий здравоохранения в рамках концепции ответственных инноваций. Экономика и управление. 2025;31(1):33-45. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-33-45

For citation:


Lisitskii N.N., Maximova T.G., Kurochkina A.A., Yaluner M.G. Development of digital healthcare technologies within the concept of responsible innovation. Economics and Management. 2025;31(1):33-45. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-33-45

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)