Формирование институтов развития креативных (творческих) индустрий регионов при цифровой трансформации хозяйственной деятельности
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-10-1201-1212
Аннотация
Цель. Выявить изменения институциональных элементов развития среды креативных (творческих) индустрий регионов, обусловленных цифровой трансформацией хозяйственной деятельности в современной экономике.
Задачи. Обосновать важность и своевременность институциональных изменений в креативных индустриях в результате обобщения зарубежного и отечественного опыта по решению проблемы влияния цифровых технологий на процесс внедрения инноваций креативных (творческих) индустрий при цифровой трансформации хозяйственной деятельности; раскрыть особенности формирования институтов развития креативных (творческих) индустрий регионов; определить различия между институциональными элементами развития среды формирования институтов развития креативных (творческих) индустрий на основе традиционных площадок общего назначения и единой цифровой платформы; сформулировать приоритетное направление их развития в условиях цифровой трансформации хозяйственной деятельности.
Методология. Теоретическую базу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, систематизация), а также институциональный и сравнительный подходы.
Результаты. Сформулированы приоритетные направления развития институциональной среды креативных индустрий в условиях цифровой трансформации хозяйственной деятельности. В результате обобщения зарубежного и отечественного опыта по решению проблемы влияния цифровых технологий на процесс внедрения инноваций креативных (творческих) индустрий при цифровой трансформации хозяйственной деятельности подтверждена важность и своевременность институциональных изменений в креативных (творческих) индустриях. Определены особенности формирования институтов развития креативных (творческих) индустрий на примере регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Показана специфика различий между институциональными элементами развития среды креативных (творческих) индустрий на основе традиционных площадок общего назначения и единой цифровой платформы. Охарактеризовано приоритетное направление их развития в условиях цифровой трансформации хозяйственной деятельности: формирование институциональных элементов развития среды креативных (творческих) индустрий на базе единой цифровой платформы.
Выводы. Ввиду цифровой трансформации хозяйственной деятельности необходима единая цифровая платформа креативных (творческих) индустрий регионов, предлагающая инновационные технологические решения и возможности в онлайн-среде, обеспечивающая пространственное развитие инфраструктуры творческих (креативных) индустрий в регионах при создании условий для повышения результативности деятельности. Это позволит получать ряд преимуществ хозяйствующим субъектам регионов за счет обеспечения в режиме онлайн консультационной, правовой, экспертной поддержки относительно вопросов создания креативного продукта и управления предприятиями в сфере креативного сектора экономики.
Ключевые слова
Об авторах
А. Д. ЕвменовРоссия
Александр Дмитриевич Евменов, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования социального и эколого-экономического развития регионов,
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38.
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
И. У. Насибуллин
Россия
Искандер Уралович Насибуллин, главный специалист Лаборатории комплексного исследования социального и эколого-экономического развития регионов; аспирант Высшей школы бизнес-инжиниринга,
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38;
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29.
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации: федер. закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409395175/?ysclid=m2u69hnd36456923900 (дата обращения: 20.08.2024).
2. О Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года (с изм. на 26 января 2024 г.): распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/608746222 (дата обращения: 20.08.2024).
3. Евменов А. Д., Еникеева Л. А., Сорвина Т. А. Формирование инфраструктуры, обеспечивающей развитие и устойчивый экономический рост креативных (творческих) индустрий Санкт-Петербурга в рамках создания единого культурного пространства Северо-Запада // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 8. С. 2859–2872. DOI: 10.18334/ce.17.8.118663
4. Li F. The digital transformation of business models in the creative industries: A holistic framework and emerging trends // Technovation. 2020. Vol. 92-93. Article 102012. DOI: 10.1016/j.technovation.2017.12.004
5. Zhao X., Shen L., Jiang Z. The impact of the digital economy on creative industries development: Empirical evidence based on the China // PLoS One. 2024. Vol. 19. No. 3. Article e0299232. DOI: 10.1371/journal.pone.0299232
6. Martinaitytė E., Kregždaitė R. The factors of creative industries development in nowadays stage // Economics & Sociology. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 55–70. DOI: 10.14254/2071-789X.2015/8-1/5
7. Svensson J., Tomson K., Rindzeviciute E. Policy change as institutional work: Introducing cultural and creative industries into cultural policy // Qualitative Research in Organizations and Management. 2017. Vol. 12. No. 2. P. 149–168. DOI: 10.1108/QROM-05-2016-1380
8. Ruiz-Gutiérrez J. A., Muñoz-Vela M. Institutional change and the creative industries: The Colombian case // Creative industries and entrepreneurship / eds. L. Lazzeretti, M. Vecco. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2018. P. 283–301. DOI: 10.4337/9781786435927.00022
9. Morgner C., Peters T. Creative industries in transition: A study of Santiago de Chile’s autopoietic cultural transformation // Poetics. 2024. Vol. 104. Article 101891. DOI: 10.1016/j.poetic.2024.101891
10. Fahmi F. Z., Krismiyaningsih E., Sagala S. A. H., Rustiadi S. Creative industries and disaster resilience: A focus on arts- and culture-based industries in Indonesia // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2023. Vol. 99. Article 104136. DOI: 10.1016/j.ijdrr.2023.104136
11. Amankwah-Amoah J., Abdalla S., Mogaji E., Elbanna A., Dwivedi Y. K. The impending disruption of creative industries by generative AI: Opportunities, challenges, and research agenda // International Journal of Information Management. 2024. Vol. 79. Article 102759. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2024.102759
12. Błaszczyk M., Krysiński D. European capital of culture and creative industries: Real impact or unproven belief? The case of Wrocław // City, Culture and Society. 2023. Vol. 35. Article 100552. DOI: 10.1016/j.ccs.2023.100552
13. Тургель И. Д., Дербенева В. В., Баскакова И. В. Концептуальный подход к управлению развитием креативных индустрий в промышленных городах второго эшелона // R-Economy. 2023. Vol. 9. No. 4. P. 366–383. (На англ.). DOI: 10.15826/recon.2023.9.4.023
14. Тургель И. Д., Антонова И. С. Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации: исследование инструментами SciVal // Экономика региона. 2023. Т. 19. № 3. С. 629–650. DOI: 10.17059/ekon.reg.2023-3-3
15. Кореньков А. О. Инфраструктурные факторы развития креативных индустрий // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 182–186.
16. Формирование инфраструктуры креативных (творческих) индустрий регионов: перспективные направления развития в условиях цифровизации: монография / А. Д. Евменов, Л. А. Еникеева, Т. А. Сорвина [и др.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2024. 160 с.
17. Крюков И. А. Развитие креативных индустрий в регионах Северо-Западного федерального округа // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 12. С. 4709–4728. DOI: 10.18334/ce.17.12.119800
18. Сопина Н. В. Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 2. С. 277–294. DOI: 10.18334/ce.15.2.111549
19. Абанкина Т. В. Креативная экономика в России: новые тренды // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 2. С. 221–228. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-13
20. Москвина О. С., Неспанова И. В., Труханова А. С. Исследование инвестиционноинновационного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 3. С. 1101–1116. DOI: 10.18334/ce.16.3.114430
21. Григорян К. Г. Креативные индустрии как новый сектор экономики в XXI веке // E-Scio: электрон. журнал. 2020. № 6. С. 653–660. URL: https://e-scio.ru/wp-content/uploads/2020/06/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD-%D0%9A.-%D0%93.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
22. Каверина Н. А., Гретченко А. И., Гретченко А. А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1. С. 58–64.
23. Василенко Н. В. Институциональные механизмы обмена в условиях цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 9. С. 1051–1062. DOI: 10.35854/1998-1627-2023-9-1051-1062
24. Карта креативных индустрий России. Каталог инфраструктурных организаций и проектов в сфере креативных индустрий России // Creative Russia Map. URL: https://map.creativerussia.ru/ (дата обращения: 20.09.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Евменов А.Д., Насибуллин И.У. Формирование институтов развития креативных (творческих) индустрий регионов при цифровой трансформации хозяйственной деятельности. Экономика и управление. 2024;30(10):1201-1212. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-10-1201-1212
For citation:
Evmenov A.D., Nasibullin I.U. Establishing regional institutions for creative industry development amid transformation of economic activity. Economics and Management. 2024;30(10):1201-1212. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-10-1201-1212