Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Принцип единства бюджетной системы в условиях реализации самостоятельности региональных бюджетов на примере Чеченской Республики

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-9-1111-1120

Аннотация

Цель. На основе анализа доходной части регионального бюджета Чеченской Республики определить направления совершенствования соблюдения принципа единства в процессе формирования бюджетной системы Российской Федерации (РФ).

Задачи. Выявить проблемы, связанные с соблюдением принципа единства в процессе формирования бюджетной системы РФ; раскрыть проблему возникновения так называемой хронической недостаточности доходов в региональных и местных бюджетах; привести доказательства эффективности или неэффективности действующего механизма межбюджетных финансовых взаимоотношений в России на примере Чеченской Республики.

Методология. В процессе исследования авторами использованы общенаучные методы и ряд специальных, включая статистико-экономический анализ, экономико-математические и абстрактно-логические методы, а также метод графического представления информации.

Результаты. Обоснована мысль о том, что принцип самостоятельности региональных бюджетов не должен противоречить принципу единства бюджетной системы страны. Предлагается разработать механизм бюджетного финансирования, учитывающий не только разницу в обеспечении региона финансовыми ресурсами для самостоятельного развития, но и возможность придать выделяемым из государственного бюджета средствам инвестиционный характер.

Выводы. В статье определены направления совершенствования механизма при соблюдении принципа единства в процессе формирования бюджетной системы РФ. Бюджетная система страны должна стать одним из главных источников инвестирования средств в экономику страны и регионов.

Об авторах

А. М. Абдулгалимов
Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова
Россия

Абдусалим Минхаджович Абдулгалимов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования.

364024, Грозный, А. Шерипова ул., д. 32


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Н. Д. Эмиров
Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте; Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Ингушский государственный университет
Россия

Назим Данилович Эмиров - доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учета Санкт-Петербургский УТУЭ, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управленияВыборгский филиал РАНХ и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры финансов и кредита Ингушский ГУ.

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а; 188800, Ленинградская обл., Выборг, Ленинградский пр., д. 11; 386001 Республика Ингушетия, Магас, пр. И. Б. Зязикова, д. 7


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



М. И. Попова
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Мария Ивановна Попова - ведущий научный сотрудник.

620014, Екатеринбург, Московская ул., д. 29


Конфликт интересов:

авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Гришина О. А., Чалова А. Ю., Ахмадеев Р. Г. Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика России: оценка возможностей для достижения целей национального развития // Финансы и кредит. 2022. Т. 28. № 2. С. 269–294. DOI: 10.24891/fc.28.2.269

2. Королева Л. П., Белова К. А., Фролова М. К. Государственный бюджет как финансовая основа экологической политики в странах ЕС // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17. № 8. С. 1567–1587. DOI: 10.24891/ni.17.8.1567

3. Глушакова О. В. О национальных и наднациональных бюджетных правилах и их адаптации к экономическим и геополитическим шокам // Финансы и кредит. 2023. Т. 29. № 4. С. 747–776. DOI: 10.24891/fc.29.4.747

4. О республиканском бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: закон Чеченской Республики от 30 декабря 2022 г. № 75-РЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/406418239?Ysclid=m1pd01oclv607400106 (дата обращения: 05.09.2024).

5. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Чеченской Республики и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2023 год // Министерство финансов Чеченской Республики. URL: https://chechnya.gov.ru/organy-vlasti/ministerstvai-vedomstva/ministerstva/ministerstvo-finansov-chechenskoj-respubliki/ (дата обращения: 10.09.2024).

6. О республиканском бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов: закон Чеченской Республики от 15 декабря 2023 г. № 52-РЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/407002599?ysclid=m1pcz704zn320810117 (дата обращения: 15.09.2024).

7. Лагутин И. Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. 2012. № 8. С. 15–18.

8. Эмиров Н. Д., Сайдулаев Д. Д. Роль налоговой политики в развитии экономики региона // Проблемы современной экономики. 2020. № 1. С. 117–121.

9. Кононова В. Ю. Бюджеты регионов: беспрецедентный рост нагрузки и усиление зависимости от центра // Бюджет. 2020. № 9. С. 23–27.

10. Калинина Л. Е. О бюджетных полномочиях органов представительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 68–74.

11. Комягин Д. Л. Защита бюджетного процесса: ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетные нарушения // Финансовое право. 2016. № 7. С. 15–19.

12. Крутиков В. Н., Окрепилов В. В. Национальные финансовые системы — путь к суверенитету. Часть 1: системный анализ // Финансы и кредит. 2023. Т. 29. № 9. С. 2035–2051. DOI: 10.24891/fc.29.9.2035

13. Милова Л. Н. Роль федерального казначейства в управлении ликвидностью единого казначейского счета // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1. С. 152–155.

14. Фокина Т. Ю. Новые направления в контрольной деятельности органов Федерального казначейства // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2016. № 12. С. 55–61.

15. Саранцев В. Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. 2014. Т. 12. № 2-2. C. 91–95.

16. Тиникашвили Т. Ш. Финансовые императивы формирования местного бюджета // Региональная экономика: теория и практика. 2023. Т. 21. № 10. С. 1939–1961. DOI: 10.24891/fc.26.8.1785

17. Федосов В. А. Децентрализация бюджетных отношений в России в контексте мировых трендов // Региональная экономика: теория и практика. 2023. Т. 21. № 4. С. 781–798. DOI: 10.24891/fc.26.9.2151


Рецензия

Для цитирования:


Абдулгалимов А.М., Эмиров Н.Д., Попова М.И. Принцип единства бюджетной системы в условиях реализации самостоятельности региональных бюджетов на примере Чеченской Республики. Экономика и управление. 2024;30(9):1111-1120. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-9-1111-1120

For citation:


Abdulgalimov A.M., Emirov N.D., Popova M.I. The principle of the budgetary system unity amid implementation of regional budget independence: A case study of the Chechen Republic. Economics and Management. 2024;30(9):1111-1120. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-9-1111-1120

Просмотров: 119


ISSN 1998-1627 (Print)