Влияние международного санкционного давления на деятельность учреждений высшего образования Российской Федерации
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-7-869-876
Аннотация
Цель. Выявить степень влияния событий, связанных с введением внешних санкций, на функционирование учреждений высшего образования в Российской Федерации (РФ) и произвести их структуризацию в зависимости от характера и масштаба введенных санкций.
Задачи. Рассмотреть основные проблемы, возникающие перед учреждениями высшего образования в связи с ростом количества вводимых санкций против РФ; произвести анализ их влияния на риски образовательных учреждений; выявить методы их снижения; оценить уровень их вариативности в современных условиях.
Методология. В процессе исследования использованы общенаучные методы познания, системного и сравнительного анализа статистической информации, научной систематизации и обобщения нормативно-правовой документации.
Результаты. Дана общая характеристика негативного эффекта от введения международных санкций, как на экономику страны в целом, так и на сферу высшего образования в частности. Проведена оценка воздействия санкций на работу учреждений системы высшего образования РФ в аспекте развития международной кооперации в сфере науки и образования. Выявлены источники новых видов рисков и обоснован уровень угроз от их реализации, охарактеризованы наиболее эффективные методы управления данными видами рисков в современных геополитических условиях.
Выводы. Установлено, что введение международных санкций оказало существенное влияние на систему высшего образования в России, динамика их введения выявила глубину противоречий между системами общественного строя РФ и стран глобального Запада. Произведена оценка негативных факторов влияния введенных санкций на деятельность российских образовательных учреждений. Вместе с тем санкционное давление в общем и исключение из Болонской системы в частности привело к мобилизации внутренних ресурсов, показало необходимость проведения реформ в сфере образования и науки, способствующих укреплению научного суверенитета страны. С этой целью Правительством РФ совместно с Министерством науки и высшего образования РФ реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку и обеспечение поступательного развития отечественной науки и образования. Анализ изменения факторов рисков и методов их минимизации показал, что в условиях изменяющихся норм и правил международных отношений необходимость поисков новых путей нейтрализации угроз неоспорима.
Об авторе
Н. В. ПанасенкоРоссия
Наталья Владимировна Панасенко - аспирант, начальник юридического отдела
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. История санкционной политики: номинальные цели и реальные последствия // Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). 2022. 26 апреля. URL: https://rapsinews.ru/incident_publication/20220426/307911006.html (дата обращения: 04.06.2024).
2. Казимирова И. С., Кузнецова В. В., Соколова Е. И., Тарарина Л. И. Перспективы развития высшего образования Российской Федерации в условиях санкционных рисков // Экономические науки. 2023. № 221. С. 146–149. DOI: 10.14451/1.221.146
3. Война санкций // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/story/111 (дата обращения: 04.06.2024).
4. Каверин Д. В Госдуме назвали число введенных против РФ санкций // Газета.ру. 2023. 19 декабря. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/12/19/21956761.shtml (дата обращения: 04.06.2024).
5. В СПЧ заметили отчисления российских студентов из европейских вузов // ИА Красная Весна. 2022. 28 февраля. URL: https://rossaprimavera.ru/news/38a69792 (дата обращения: 04.06.2024)
6. Майер А. Среди российских абитуриентов вновь начал расти спрос на обучение за рубежом // Ведомости. 2023. 10 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/07/10/984428-spros-na-obuchenie-za-rubezhom (дата обращения: 04.06.2024).
7. Лемуткина М. Санкции убедили россиян в возможностях отечественного образования // Взгляд. 2024. 12 февраля. URL: https://vz.ru/society/2024/2/12/1249648.html (дата обращения: 04.06.2024).
8. Исяняев Р. М. Влияние санкций на российское образование // Экономика и социум. 2024. № 2-2. С. 475–480.
9. Фальков: новые реалии и качество образования обусловили отказ от Болонской системы // ИА ТАСС. 2022. 31 мая. URL: https://tass.ru/obschestvo/14783747 (дата обращения: 04.06.2024).
10. Молокова Е. Л. Перспективы российской высшей школы в условиях риска и неопределенности // Международный журнал прикладных наук и технологий “Integral”. 2022. № 5. № ст. 39. URL: https://e-integral.ru/wp-content/uploads/2022/12/39.pdf (дата обращения: 04.06.2024).
11. Зенков А. Р. Российское образование под натиском международных санкций: какие перемены нас ждут? // Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН. 2022. 30 марта. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/russian-education-under-the-pressure-of-international-sanctions-what-changes-await-us (дата обращения: 04.06.2024).
12. Влияние новой геополитической ситуации на сферу высшего образования в РФ: результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. Вып. 7. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2022. 83 с.
Рецензия
Для цитирования:
Панасенко Н.В. Влияние международного санкционного давления на деятельность учреждений высшего образования Российской Федерации. Экономика и управление. 2024;30(7):869-876. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-7-869-876
For citation:
Panasenko N.V. Impact of international sanctions pressure on the activities of higher education institutions of the Russian Federation. Economics and Management. 2024;30(7):869-876. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-7-869-876