Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Построение системы диагностики проблемных зон в управлении бизнес-процессами организации

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-720-727

Аннотация

Цель. Разработать и сформулировать алгоритм, позволяющий своевременно диагностировать и устранять проблемы в бизнес-процессах.

Задачи. Рассмотреть и систематизировать основные признаки проблем в бизнес-процессах; определить основные источники, причины потерь и неэффективности; сформировать алгоритм, позволяющий оценить эффективность процесса; апробировать предложенный алгоритм оценки эффективности бизнес-процессов на примере конкретной организации.

Методология. Авторами использованы методы описательного обзора литературы и анализа статистических данных. Исследование включает в себя изучение и анализ научных статей, отчетов научных конференций и других публикаций, связанных с тематикой статьи. Анализ статистических данных проведен на основе результатов деятельности организации, в частности оператора сервисов городской мобильности. Все данные, использованные для расчетов, носят условный характер.

Результаты. В процессе исследования рассмотрены и обобщены работы современных авторов, связанные с анализом эффективности и диагностики проблем в бизнес-процессах. В указанных работах широко и подробно изучены отдельные теоретические аспекты темы, которые затем систематизированы авторами настоящего исследования. В итоге сформирован алгоритм, позволяющий на практике осуществлять мониторинг эффективности бизнес-процессов организации, а также своевременно диагностировать возможные проблемы. При проведении апробации указанного подхода на практике, в контексте анализа бизнес-процессов в организации, получены следующие результаты: выявлен ряд критичных проблем в бизнес-процессах, оказывающих негативное влияние на результат деятельности; разработан и реализован план по повышению их эффективности.

Выводы. Процессный подход — один из наиболее успешных инструментов повышения эффективности деятельности организации. Оптимальная работа всех ключевых и существенных бизнес-процессов в итоге сказывается на результате компании. Условия деятельности организации постоянно изменяются под воздействием динамичной бизнес-среды. Одним же из важнейших элементов системы управления эффективностью бизнес-процессов, а следовательно, бизнеса в целом, служит правильно сформированный набор индикативных показателей, отражающих ход каждого процесса. Выбор показателей должен быть основан прежде всего на стратегических целях организации, каскадированных до уровня отдельных процессов. При проведении исследования подтверждена гипотеза о том, что риски снижения эффективности могут быть выявлены заранее и своевременно с помощью корректно выстроенной системы простых контрольных показателей. Для этих целей с учетом концепции бережливого производства и непрерывного совершенствования, а также на основании изложенной в ней классификации потерь разработана анкета экспресс-анализа эффективности бизнес-процессов.  

Об авторах

А. А. Курочкина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Анна Александровна Курочкина, доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента,
экономики и торговли; профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами

194021, Санкт-Петербург, Новороссийcкая ул., д. 50

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Д. А. Анисимов
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Дмитрий Александрович Анисимов, аспирант

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Н. В. Аксанов
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Никита Викторович Аксанов, аспирант

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Список литературы

1. Курочкина А. А., Семенова Ю. Е., Панова А. Ю. Управленческий консалтинг в условиях цифровой трансформации бизнеса // Глобальный научный потенциал. 2021. № 12. С. 323–327.

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-3-2009. Информационная технология. Оценка процесса. Часть 3. Руководство по проведению оценки: утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2009 г. № 635-ст // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/72146432/ (дата обращения: 12.02.2024).

3. Русский BPM CBOK // ABPMP Russia Chapter. URL: https://abpmp.org.ru/resource/bpm-cbok (дата обращения: 22.04.2024).

4. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / пер. с. англ. Ю. Адлер, В. Шпер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 370 с.

5. Управленческие изменения в первой четверти XXI века: региональные и отраслевые аспекты: коллективная монография / ред. И. А. Никитина. СПб.: Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2022. 222 с.

6. Антипов Д. В. Разработка модели оценочных показателей устойчивого развития организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 186–189.

7. Бережливое производство: понятие, принципы, методы и опыт внедрения / А. В. Лихвойнен, А. В. Филиппович, В. И. Юхимец, В. С. Александрова, Е. В. Первухина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 9-2. С. 154–159. DOI: 10.17513/vaael.1853

8. Лукина О. В., Курочкина А. А., Назаров П. В. Цифровая трансформация бизнес-моделей с целью повышения эффективности процесса управления компанией // Ученые записки Международного банковского института. 2020. № 3. С. 84–98.


Рецензия

Для цитирования:


Курочкина А.А., Анисимов Д.А., Аксанов Н.В. Построение системы диагностики проблемных зон в управлении бизнес-процессами организации. Экономика и управление. 2024;30(6):720-727. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-720-727

For citation:


Kurochkina A.A., Anisimov D.A., Aksanov N.V. Building a system of diagnostics of problem areas in the management of business processes of the organization. Economics and Management. 2024;30(6):720-727. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-720-727

Просмотров: 143


ISSN 1998-1627 (Print)