Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Иррациональные поведенческие модели личных финансов и их эволюция в цифровой экономике

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-3-282-290

Аннотация

Цель. Рассмотреть эволюцию научных концепций, исследующих мотивы принятия решений, основанных на нерациональном поведении потребителей, и выявить реальные изменения поведенческих моделей личных финансов.

  Задачи. Изучить эволюцию научных концепций ведущих мировых ученых о мотивах принятия решений на потребительском рынке; рассмотреть эффекты нерационального потребительского поведения; выявить ключевые изменения поведения потребителей при принятии   решений о покупке, вызванные цифровизацией.

 Методология. Статья основана на анализе научных трудов ведущих экономистов-классиков, междисциплинарных научных исследованиях современных зарубежных и отечественных   ученых, посвященных вопросам принятия решений в области потребления. Применен институциональный подход, позволивший изучить эволюцию иррационального поведения   в области личных финансов в зависимости от доминирующих общественных ценностей.

 Результаты. В процессе анализа теоретических положений известных ученых до середины   ХХ в. представлено обоснование принятия решений потребителей на потребительском рынке, исходя из их стремления к максимизации удовольствия, полезности благосостояния.   Такое поведение можно отнести к иррациональному. Постепенно, учитывая рыночные регуляторы возможности потребления, ученые приходят к выводу о рациональном поведении   индивидов. Однако к концу ХХ в. позиция ученых изменяется в сторону ограниченной рациональности в связи с невозможностью индивидов адекватно оценить массив информации, влияющий на принятие решений на потребительском рынке. На базе выводов, сделанных   современными учеными в рамках междисциплинарных исследований, возникает такое новое   направление экономической науки, как «поведенческая экономика», которая объединила   знания и в области экономики, и в области психологии. Современные исследования показали некоторые эффекты в поведенческих финансах, связанные с иррациональностью поведения потребителей при принятии решения о покупке: эффект Веблена, эффект Дидро и другие. Новейшие исследования о влиянии цифровизации на потребительское поведение отражают изменения, происходящие в поведении потребителей в направлении рационализации.

 Выводы. Рассмотрены концепции и модели, описывающие особенности иррационального   поведения индивидов, связанные с принятием решений и основанные на нерациональных   с точки зрения классической экономической науки тратах личных финансовых ресурсов . 

 Представлена эволюция научных концепций иррационального поведения ведущих мировых   экономистов на протяжении двух столетий. Изучены эффекты иррационального потребительского поведения, предложенные учеными в рамках междисциплинарных исследований. Среди   них — эффект Веблена, эффект Дидро. Показано влияние цифровизации на принятие решений в области личных финансов. 

Об авторе

Л. В. Церкасевич
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Лариса Владимировна Церкасевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учета

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Список литературы

1. Маркс К. К критике политической экономии / пер. с нем. // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения: в 50 т. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1959. С. 1–167.

2. Доля расходов на конечное потребление в ВВП России в I квартале выросла до 76,7 % // Интерфакс. 2023. 5 июля. URL: https://www.interfax.ru/business/910297 (дата обращения: 01.03.2024).

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с франц. Е. А. Самарской. М.: АСТ, 2020. 320 с.

4. Рациональность vs иррациональность: актуальные направления экономических исследований: монография / под ред. Т. А. Маловой, М. А. Козловой. М.: МГИМО Университет, 2022. 374 с.

5. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро / пер. с англ. М.: АСТ, 2020. 653 с.

6. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 229 с.

7. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / пер. с англ. // Вехи экономической мысли. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса / сост., общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. С. 304–325.

8. Xinhui Ch., Han D. A meta-analysis of consumer irrational purchase behavior based on Howard-Sleth mode // Journal of Business and Retail Management Research. 2016. Vol. 10. No. 3. P. 69–80.

9. McCracken G. D. Culture and consumption II: Markets, meaning, and brand management. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2005. 226 p.

10. Diderot 1769. Regrets for my Old Dressing Gown, or A warning to those who have more taste than fortune // Oeuvres Complètes. Vol IV. Paris: Garnier Fréres, 1875. URL: https://www.marxists.org/reference/archive/diderot/1769/regrets.htm (дата обращения: 20.02.2024).

11. Петрученя И. В., Батраева Э. А. Влияние цифровизации на трансформацию потребительского рынка // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. № 10. С. 38–45. DOI: 10.46554/1993-0453-2022-10-216-38-45


Рецензия

Для цитирования:


Церкасевич Л.В. Иррациональные поведенческие модели личных финансов и их эволюция в цифровой экономике. Экономика и управление. 2024;30(3):282-290. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-3-282-290

For citation:


Tserkasevich L.V. Irrational behavioral models of personal finance and their evolution in the digital economy. Economics and Management. 2024;30(3):282-290. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-3-282-290

Просмотров: 269


ISSN 1998-1627 (Print)