Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

«Стратегическая канва» как современный маркетинговый инструмент управления книгоиздательской деятельностью

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-12-1470-1480

Аннотация

Цель. Исследовать книжный рынок как один из самых специфичных отраслевых рынков, на котором невозможно масштабирование, а единственным способом конкуренции является уход от нее, и на основе анализа дать оценку конкурентной среды независимых книжных магазинов Санкт-Петербурга.

Задачи. Определить методику анализа конкурентной среды; охарактеризовать рынок независимых книжных магазинов в Санкт-Петербурге; провести анализ конкурентной среды наиболее значимых независимых книжных магазинов.

Методология. Авторами использованы общенаучные методы: дедукция, анализ и синтез, логический анализ, методы маркетинговых исследований.

Результаты. Стратегическая канва дает возможность наиболее полно оценить потенциал не только конкретного предприятия, но и отрасли в целом. Она позволяет оценить сходство и отличие своей стратегии в сравнении со стратегиями конкурентов. Все конкурентные ниши в той или иной степени использованы магазинами, а значит, новая точка продаж в случае выхода на такой рынок должна предложить инновацию ценности, при этом как минимум на уровне совмещения с практиками других отраслей.

Выводы. Проведен анализ сегмента книжного рынка — рынка независимых книжных магазинов. Магазины разделены на конкурирующие группы, а их конкурентные преимущества оценены с помощью так называемого метода стратегической канвы, позволившего определить, что сегмент современного рынка исчерпал потенциал основных инноваций ценностей, предложенных при изначальном формировании. С одной стороны, это означает обострение конкуренции и необходимость для старых игроков предлагать более качественный сервис, с другой — необходимость новым игрокам создавать новые ценности для потребителя.

Об авторах

В. П. Сланов
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Валерий Павлович Сланов, кандидат экономических наук, исполняющий обязанности директора Института креативных индустрий и гостеприимства,

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44А.


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



А. А. Шакуров
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Андрей Алексеевич Шакуров, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью,

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29.


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Е. А. Торгунаков
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Евгений Анатольевич Торгунаков, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры медиакоммуникаций и рекламы,

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.44а.


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, 2023. 106 с.

2. Новикова Н. Г., Коростелев А. А. Факторы конкурентоспособности торговых предприятий в контексте современных особенностей конкуренции в розничной торговле в России // Global and Regional Research. 2020. Т. 2. № 1. С. 368–374.

3. Бухвальд Е. М., Валентик О. Н. Нужна ли российскому малому бизнесу новая стратегия? // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 3. С. 4–14. DOI: 10.15688/re.volsu.2020.3.1

4. Черепанова Т. Г., Махинова Н. В. Ценностно-сетевая модель стратегии развития малого предприятия // Human Progress. 2022. Т. 8. Вып. 4. С. 21. DOI: 10.34709/IM.184.21

5. Григорьева Н. Н., Юрьева Е. А., Сенченко А. Ю. Эволюция подходов и инструментов в области стратегического управления // Modern Economy Success. 2022. № 2. С. 201–206.

6. Бондарев М. В., Капустянский В. В. Инновация ценности как основа экономической стратегии развития современного предприятия // Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления: сб. науч. ст. по итогам II Всерос. науч.-практ. студ. конф. (Калининград, 23 апреля 2020 г.). Калининград: Балтийский федеральный университет имени И. Канта, 2021. C. 126–131.

7. Ломыкина Н. «Личный книжный дилер»: как живут (и выживают) независимые магазины книг в России сегодня // Forbes. 2020. 14 октября. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/411187-lichnyy-knizhnyy-diller-kak-zhivut-i-vyzhivayut-nezavisimye-magaziny-knigv-rossii (дата обращения: 01.11.2023).

8. «Любви к книгам недостаточно»: что нужно знать, чтобы открыть независимый книжный и не облажаться // Центр поддержки отечественной словесности. Большая книга: национальная литературная премия. 2020. 31 декабря. URL: https://bigbook.ru/novosti/ljubvi-k-knigam-nedostatochno-chto-nuzhno-znat-chtoby-otkryt-nezavisimyjj-knizhnyjj-i-neoblazhatsja--32017?ysclid=lor4rq99r2660388371 (дата обращения: 01.11.2023).

9. Чан Ким В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков / пер. англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 336 с.

10. Что такое независимый книжный? // Все свободны. URL: https://vse-svobodny.com/2019/10/30/что-такое-независимый-книжный (дата обращения: 01.11.2023).

11. Исследование результативности применения стратегии голубого океана в российской экономике / А. С. Климин, Д. В. Тихонов, А. Г. Киреев, А. С. Вербина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 3-1. С. 29–38. DOI: 10.34670/AR.2022.49.99.004

12. Уварова С. С., Логвинова В. А., Соболевская А. А. Разработка предпринимательской идеи на основе канвы бизнес-модели А. Остервальдера // Цифровая и отраслевая экономика. 2023. № 1. С. 8–16.

13. Павлович В. Е. Применение модели Кано в планировании клиентоориентированного бизнес-процесса // Вестник Самарского муниципального института управления. 2022. № 2. С. 35–43.

14. Сапрыкина Л. Н. Концепция ценностно ориентированного устойчивого развития предпринимательских структур // Торговля и рынок. 2022. Т. 2. № 3-1. С. 175–187.

15. Что такое независимый книжный? // Независимые книжные России. URL: https://bookshopmap.ru/about (дата обращения: 01.11.2023).

16. Васильева А. Д., Шакуров А. А. Теоретические аспекты маркетингового стратегирования в рамках редакционно- издательского процесса подготовки новых видов изданий // Политехническая весна. Гуманитарные науки: материалы IV Всерос. молодежной науч.- практ. конф., Санкт-Петербург, 02–03 апреля 2021 г. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021. С. 79–85.


Рецензия

Для цитирования:


Сланов В.П., Шакуров А.А., Торгунаков Е.А. «Стратегическая канва» как современный маркетинговый инструмент управления книгоиздательской деятельностью. Экономика и управление. 2023;29(12):1470-1480. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-12-1470-1480

For citation:


Slanov V.P., Shakurov A.A., Torgunakov E.A. “Strategic framing” as a modern marketing tool for book publishing management. Economics and Management. 2023;29(12):1470-1480. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-12-1470-1480

Просмотров: 165


ISSN 1998-1627 (Print)